О былинах и песнях великой Руси
l~ 14 с2§==========~ Вмt.стt. съ тt.мъ мы никогда не сможемъ уличить сермяжнаго творца русской народ ной пt.сни въ диллетантскомъ голосоведе нiи, въ отсутствiи чувства формы, въ гар монической безвкусиц½,, ритмической непод вижности, недостаткt. музыкальнаго слуха. Напротивъ, въ сфер½, музыкальной нашъ крестьянинъ является зрълымъ артистомъ. Лучшiя крестьянскiя пt.сни звучатъ сочно и даже въ медленномъ темп½, не произво дятъ скучнаго впечатлt.нiя, благодаря умt. нiю пt.вцовъ варьировать мелодiю и бла годаря присутствiю логики и симметр1и въ музыкальныхъ построенiяхъ. Перечисленныя особенности также слt. дуетъ отнести къ раз-ряду абсолютныхъ цt.нностей. Необходимо затt. мъ обратить вниманiе на одно недоразумt.нiе , укоренившееся въ обществ½,, благодаря сентенцiямъ музы кально неосвt.домленныхъ этнографовъ. Послt.днiе, при записяхъ пt.сенныхъ тек стовъ безъ музыки , отбрасывали чрезвы чайно важныя въ музыкальномъ отношенiи междометiя, вродt.: ,, охъ" , ,,охы", ,,эхъ", ,,э", ,, эхъ-да" , ,,ой " и т. п., и также растя женiя слоговъ, какъ, наприм.: ,,положилы" (ъ), ,, серпокы" (ъ), ,,наши" (ъ), и проч. Къ эхамъ, да ахамъ наши филологи от носились всегда пренебрежительно, смот рt.ли на нихъ, какъ на лишнiй балластъ для текста, какъ извt.стнаго рода вульга ризмъ, вполнt. естественный для неграмот наго мужика. Извt.стный собиратель пt.сенъ Петръ Васильевичъ Кирt.евскiй не просто запи сывалъ пt.сни, а " обрабатывалъ" ихъ, стихъ не разъ повторявшiйся въ пt.сняхъ выправ лялся имъ по одному шаблону, изъ одного стиха путемъ повторенiя отдt.льнаго выра женiя дt.лалось два стиха, по ритмическимъ соображенiямъ собирателя приставлялась " 1) частица "то и т. д. 1 ) См . пi,сни, собр а нныя П . В . Кирi;евскимъ. Изд. Общества Любителей Россi йской словесности . Вып . 1, стр . LVJI, Москва, 1911. Предислов i е М. Н. Сперан скаго, ставяща го Кирi,ев скому въ заслугу его рекон струкцiи. Благодаря этому, многiе думаютъ, что и при пt.нiи всt. эти охи имt.ютъ характеръ мелизмовъ , мелодическихъ украшен i й, безъ которыхъ можно свободно обойтись, и что цt.ль послt.днихъ-скрасить мало содержа тельную музыку. Въ культурной музыкt., въ стари нныхъ итальянскихъ операхъ, всевозможныя ру лады на букву а, фiоритуры, гаммы и проч. дt.йствительно представляютъ изъ себя ма теры,;лъ искуственный и въ музыкальномъ смысл½, дешевый и лишнiй . Въ русской же народной пt.снt.-междо метiя а, охъ, и т. п . иллюстрируются не ме лизмами, а музыкальными фразами, состав ляющими , иногда, одну изъ главныхъ частей данной пt.сни и такимъ образомъ не явля ются лишнимъ балластомъ, а составляютъ существеннt.йшую и необходимt.йшую часть всего цt.лаго . По народной пословиц½,: ,,изъ пt.сни слова не выкинешь", на всt. ,, ахи" и "охи " народъ, въ противоположность ученымъ людямъ, смотритъ какъ на выразительное слово, а не какъ на пустой звукъ. Воронежскiя пt.сни изъ коллекцiи г. Пят- · ницкаго особенно богаты всt.ми этими встав ками . Насколько онt. важны въ музыкаль номъ отношенiи, можно видtть, напримt.ръ, изъ мелодiи на слов½, ,,ахъ" въ 12 и 13-мъ тактахъ пt.сни "Туманушки" . Цt.лая музы кальная фраза въ 4-мъ тактt., интересная въ смысл½, голосоведенiя и гармонiи въ пt.снt.: ,, Ольга въ лt.ct, была ", построена на слог½, ,,э". (См. такты 19 - 22 и также 34-37). Примt.ровъ, подобнымъ вышеука заннымъ , очень много въ воронежскихъ и другихъ великорусскихъ пt.сняхъ. Мелизмы въ русскихъ пt.сняхъ также встрt.чаются на каждомъ шагу. Укажемъ для примt.ра на богатую форшлагами былину про Илью Муровича; на 8- й тактъ пt.сни "Туманушки" (мордентъ) на 11-ый тактъ пt.сни: Горы Воробьевскiя (группетто). Но , украшая мелодiю пt.сни , русскiй народъ не • впадаетъ въ банальность, не злоупотреб ляетъ этими украшенiя ми . ,, Вертикулы то (
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1