О былинах и песнях великой Руси

l~ 14 с2§==========~ Вмt.стt. съ тt.мъ мы никогда не сможемъ уличить сермяжнаго творца русской народ­ ной пt.сни въ диллетантскомъ голосоведе­ нiи, въ отсутствiи чувства формы, въ гар­ монической безвкусиц½,, ритмической непод­ вижности, недостаткt. музыкальнаго слуха. Напротивъ, въ сфер½, музыкальной нашъ крестьянинъ является зрълымъ артистомъ. Лучшiя крестьянскiя пt.сни звучатъ сочно и даже въ медленномъ темп½, не произво­ дятъ скучнаго впечатлt.нiя, благодаря умt.­ нiю пt.вцовъ варьировать мелодiю и бла­ годаря присутствiю логики и симметр1и въ музыкальныхъ построенiяхъ. Перечисленныя особенности также слt.­ дуетъ отнести къ раз-ряду абсолютныхъ цt.нностей. Необходимо затt. мъ обратить вниманiе на одно недоразумt.нiе , укоренившееся въ обществ½,, благодаря сентенцiямъ музы­ кально неосвt.домленныхъ этнографовъ. Послt.днiе, при записяхъ пt.сенныхъ тек­ стовъ безъ музыки , отбрасывали чрезвы­ чайно важныя въ музыкальномъ отношенiи междометiя, вродt.: ,, охъ" , ,,охы", ,,эхъ", ,,э", ,, эхъ-да" , ,,ой " и т. п., и также растя­ женiя слоговъ, какъ, наприм.: ,,положилы" (ъ), ,, серпокы" (ъ), ,,наши" (ъ), и проч. Къ эхамъ, да ахамъ наши филологи от­ носились всегда пренебрежительно, смот­ рt.ли на нихъ, какъ на лишнiй балластъ для текста, какъ извt.стнаго рода вульга ­ ризмъ, вполнt. естественный для неграмот­ наго мужика. Извt.стный собиратель пt.сенъ Петръ Васильевичъ Кирt.евскiй не просто запи­ сывалъ пt.сни, а " обрабатывалъ" ихъ, стихъ не разъ повторявшiйся въ пt.сняхъ выправ­ лялся имъ по одному шаблону, изъ одного стиха путемъ повторенiя отдt.льнаго выра­ женiя дt.лалось два стиха, по ритмическимъ соображенiямъ собирателя приставлялась " 1) частица "то и т. д. 1 ) См . пi,сни, собр а нныя П . В . Кирi;евскимъ. Изд. Общества Любителей Россi йской словесности . Вып . 1, стр . LVJI, Москва, 1911. Предислов i е М. Н. Сперан скаго, ставяща го Кирi,ев ­ скому въ заслугу его рекон струкцiи. Благодаря этому, многiе думаютъ, что и при пt.нiи всt. эти охи имt.ютъ характеръ мелизмовъ , мелодическихъ украшен i й, безъ которыхъ можно свободно обойтись, и что цt.ль послt.днихъ-скрасить мало содержа­ тельную музыку. Въ культурной музыкt., въ стари нныхъ итальянскихъ операхъ, всевозможныя ру­ лады на букву а, фiоритуры, гаммы и проч. дt.йствительно представляютъ изъ себя ма­ теры,;лъ искуственный и въ музыкальномъ смысл½, дешевый и лишнiй . Въ русской же народной пt.снt.-междо­ метiя а, охъ, и т. п . иллюстрируются не ме­ лизмами, а музыкальными фразами, состав­ ляющими , иногда, одну изъ главныхъ частей данной пt.сни и такимъ образомъ не явля­ ются лишнимъ балластомъ, а составляютъ существеннt.йшую и необходимt.йшую часть всего цt.лаго . По народной пословиц½,: ,,изъ пt.сни слова не выкинешь", на всt. ,, ахи" и "охи " народъ, въ противоположность ученымъ людямъ, смотритъ какъ на выразительное слово, а не какъ на пустой звукъ. Воронежскiя пt.сни изъ коллекцiи г. Пят- · ницкаго особенно богаты всt.ми этими встав­ ками . Насколько онt. важны въ музыкаль­ номъ отношенiи, можно видtть, напримt.ръ, изъ мелодiи на слов½, ,,ахъ" въ 12 и 13-мъ тактахъ пt.сни "Туманушки" . Цt.лая музы­ кальная фраза въ 4-мъ тактt., интересная въ смысл½, голосоведенiя и гармонiи въ пt.снt.: ,, Ольга въ лt.ct, была ", построена на слог½, ,,э". (См. такты 19 - 22 и также 34-37). Примt.ровъ, подобнымъ вышеука­ заннымъ , очень много въ воронежскихъ и другихъ великорусскихъ пt.сняхъ. Мелизмы въ русскихъ пt.сняхъ также встрt.чаются на каждомъ шагу. Укажемъ для примt.ра на богатую форшлагами былину про Илью Муровича; на 8- й тактъ пt.сни "Туманушки" (мордентъ) на 11-ый тактъ пt.сни: Горы Воробьевскiя (группетто). Но , украшая мелодiю пt.сни , русскiй народъ не • впадаетъ въ банальность, не злоупотреб­ ляетъ этими украшенiя ми . ,, Вертикулы то (

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1