О былинах и песнях великой Руси
v==·===========??2.s-;============::;) свои брось, прямtе пtсню сказывай" или: ,, Ну, этотъ плохъ, больно голосомъ ви ляетъ" 1 ). Такiя выраженiя народныхъ пtв цовъ показываютъ, что народъ инстинктив но понимаетъ, что музыка хоровой русской пъсни, богатая гармонически, не нуждается въ мишурномъ нарядt. Благодаря полифоническому складу, въ великорусской пtснt не встрtчается гар моническая фигурацiя (ноты "разбитаго" аккорда). Она практикуется рtдко и то лишь въ зачаточномъ видt, какъ это мы видtли въ пtснt "Калина". Есть еще особенность, встрtчающаяся исключительно въ великорусскихъ пtсняхъ -остановка мелодiи на полусловt. Такую остановку на первомъ слогt слова "братцы" можно видtть въ 3-мъ тактt пtсни "Тума нушки". Въ нtкоторыхъ случаяхъ одинъ голосъ поетъ слово цtликомъ, а второй - только первую его половину, совершенно бросая вторую. Напримtръ: въ 17-мъ тактt той же пtсни второй голосъ вмtсто "Туманы" поетъ только "Тума" ... а ны опускаетъ совсtмъ. То же явленiе замtтно въ 10 - мъ тактt исторической пtсни про Петра 1- го, вмtсто: ,,за рtчкою", поется только "за pt" ... i:-aкie прiёмы, въ культурной музыкt не употребительные, легко объясняются импро визаторскимъ характеромъ народнаго пtнiя: чего не скажетъ одинъ членъ "артели", то договоритъ (допоётъ) эа него другой . Благодаря такой свободt, поющiе голоса являются въ роли музыкальныхъ инстру ментовъ (рожковъ, жалеекъ). По этой же причинt народная подтекстовка пtсенной мелодiи настолько своеобразна, что во из бtжанiе неточности, собирателю приходится не ограничиваться записью одного куплета пtсни, а заносить на валикъ фонографа или на бумагу всю пtсню съ начала до конца. Перечисленныя особенности крестьянскаго исполненiя, конечно, не могутъ быть всецtло 1) Великорусснiя п-tсни, записанныя Е. Линевой, вып . 1-й. стр . XXV. пересажены на ниву культурной музыки, которая пишется нотами и исполняется по нотамъ, но музыканты не должны отрицать хотя бы относительной важности этихъ прiе мовъ въ смыслt стиля. Заканчивая нашъ очеркъ, мы надtемся, что примtненный нами методъ всесторон няго музыкальнаго обзора каждой отдtль ной пtсни той или иной коллекцiи всегда поведетъ къ результатамъ болtе осязатель н ымъ, чtмъ тt, которые получаются при оптовомъ обзорt пtсенъ. Чtмъ солиднtе запасъ подмtченныхъ характерныхъ штри· ховъ, . тtмъ увtреннtе можно дtлать общiе выводы, тtмъ глубже можно проникнуть въ дtвственную почву народной музыки. Усилiями музыкантовъ-этнографовъ, рабо тавшихъ въ первое десятилtтiе текущаrо вtка, спасено значительное количество дра гоцtнныхъ остатковъ стариннаrо музыкаль наrо творчества русскаrо народа. Къ числу новыхъ фонографическихъ сборниковъ при надлежитъ и разсмотрtнный нами воронеж скiй сборникъ М. Е. Пятницкаго, одинъ изъ лучшихъ по выбору пtсенъ, одинаково цtн ныхъ и для науки, и для искусства 1 ). Весьма возможно, что лира композиторовъ русской музыкальной школы: Глинки, Бала кирева, Бородина, Мусоргскаго и Римскаго Корсакова зазвучала бы еще роскошнtе, если хы ихъ дtятельность протекала въ бо лtе близкую къ намъ и б6лtе блаrопрiят ную для из.ученiя и собиранiя продуктовъ нацiональной музыки эпоху. Въ ихъ время старинная пtсня не была окончательно за гнана фабрикой въ медвtжьи углы, но за то не было моrущественнаго средства для точ ной записи пtсенъ-фоноrрафа и, пожалуй, того подъема интереса къ музыкальной этнографiи, какой можно констатировать въ наши дни. Благодаря творчеству упомянутыхъ выше блестящихъ художниковъ музыкальнаrо ис кусства, народная пtсня стала родною для 1 ) Труды членовъ Московской музынально-этноrрафиче ской номиссiи выразились въ фонографичеснихъ пt.сенныхъ собранiяхъ, сдi;ланныхъ г-жей Линевой, Марковымъ и Масло вымъ-Напt.вы Зимней Золотицы, Листопадовымъ-,,Донсная казачья пt,сня" и Григорьевымъ- ,,fl.рхангельскiя былины" . 15
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1