О былинах и песнях великой Руси

v==·===========??2.s-;============::;) свои брось, прямtе пtсню сказывай" или: ,, Ну, этотъ плохъ, больно голосомъ ви­ ляетъ" 1 ). Такiя выраженiя народныхъ пtв­ цовъ показываютъ, что народъ инстинктив­ но понимаетъ, что музыка хоровой русской пъсни, богатая гармонически, не нуждается въ мишурномъ нарядt. Благодаря полифоническому складу, въ великорусской пtснt не встрtчается гар­ моническая фигурацiя (ноты "разбитаго" аккорда). Она практикуется рtдко и то лишь въ зачаточномъ видt, какъ это мы видtли въ пtснt "Калина". Есть еще особенность, встрtчающаяся исключительно въ великорусскихъ пtсняхъ -остановка мелодiи на полусловt. Такую остановку на первомъ слогt слова "братцы" можно видtть въ 3-мъ тактt пtсни "Тума­ нушки". Въ нtкоторыхъ случаяхъ одинъ голосъ поетъ слово цtликомъ, а второй - только первую его половину, совершенно бросая вторую. Напримtръ: въ 17-мъ тактt той же пtсни второй голосъ вмtсто "Туманы" поетъ только "Тума" ... а ны опускаетъ совсtмъ. То же явленiе замtтно въ 10 - мъ тактt исторической пtсни про Петра 1- го, вмtсто: ,,за рtчкою", поется только "за pt" ... i:-aкie прiёмы, въ культурной музыкt не употребительные, легко объясняются импро­ визаторскимъ характеромъ народнаго пtнiя: чего не скажетъ одинъ членъ "артели", то договоритъ (допоётъ) эа него другой . Благодаря такой свободt, поющiе голоса являются въ роли музыкальныхъ инстру­ ментовъ (рожковъ, жалеекъ). По этой же причинt народная подтекстовка пtсенной мелодiи настолько своеобразна, что во из­ бtжанiе неточности, собирателю приходится не ограничиваться записью одного куплета пtсни, а заносить на валикъ фонографа или на бумагу всю пtсню съ начала до конца. Перечисленныя особенности крестьянскаго исполненiя, конечно, не могутъ быть всецtло 1) Великорусснiя п-tсни, записанныя Е. Линевой, вып . 1-й. стр . XXV. пересажены на ниву культурной музыки, которая пишется нотами и исполняется по нотамъ, но музыканты не должны отрицать хотя бы относительной важности этихъ прiе­ мовъ въ смыслt стиля. Заканчивая нашъ очеркъ, мы надtемся, что примtненный нами методъ всесторон­ няго музыкальнаго обзора каждой отдtль­ ной пtсни той или иной коллекцiи всегда поведетъ къ результатамъ болtе осязатель­ н ымъ, чtмъ тt, которые получаются при­ оптовомъ обзорt пtсенъ. Чtмъ солиднtе запасъ подмtченныхъ характерныхъ штри· ховъ, . тtмъ увtреннtе можно дtлать общiе выводы, тtмъ глубже можно проникнуть въ дtвственную почву народной музыки. Усилiями музыкантовъ-этнографовъ, рабо­ тавшихъ въ первое десятилtтiе текущаrо вtка, спасено значительное количество дра­ гоцtнныхъ остатковъ стариннаrо музыкаль­ наrо творчества русскаrо народа. Къ числу новыхъ фонографическихъ сборниковъ при­ надлежитъ и разсмотрtнный нами воронеж­ скiй сборникъ М. Е. Пятницкаго, одинъ изъ лучшихъ по выбору пtсенъ, одинаково цtн­ ныхъ и для науки, и для искусства 1 ). Весьма возможно, что лира композиторовъ русской музыкальной школы: Глинки, Бала­ кирева, Бородина, Мусоргскаго и Римскаго­ Корсакова зазвучала бы еще роскошнtе, если хы ихъ дtятельность протекала въ бо­ лtе близкую къ намъ и б6лtе блаrопрiят­ ную для из.ученiя и собиранiя продуктовъ нацiональной музыки эпоху. Въ ихъ время старинная пtсня не была окончательно за­ гнана фабрикой въ медвtжьи углы, но за то не было моrущественнаго средства для точ­ ной записи пtсенъ-фоноrрафа и, пожалуй, того подъема интереса къ музыкальной этнографiи, какой можно констатировать въ наши дни. Благодаря творчеству упомянутыхъ выше блестящихъ художниковъ музыкальнаrо ис­ кусства, народная пtсня стала родною для 1 ) Труды членовъ Московской музынально-этноrрафиче­ ской номиссiи выразились въ фонографичеснихъ пt.сенныхъ собранiяхъ, сдi;ланныхъ г-жей Линевой, Марковымъ и Масло­ вымъ-Напt.вы Зимней Золотицы, Листопадовымъ-,,Донсная казачья пt,сня" и Григорьевымъ- ,,fl.рхангельскiя былины" . 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1