О былинах и песнях великой Руси

12 - ~(/ =:D ~~) ~ @) ааа • ааа ~ ~ ~ ((j ~~ ~~ ~~ ъ ~~ ~~ ~~ ~ (( '- "'- ~ )J - У м и р а ю щ а я р. у с с к а я п t с и я . Народная пъсня - это живая художе­ ственная лtтопись народной жизни. Толыzо въ ней и сказывались таившiяся въ народt творческiя возможности, творческiя силы. Ни книгъ народъ не писалъ, ни картинъ не рисовалъ. На протяженiи цtлыхъ вtковъ только складывалъ и пtлъ свои тоскливыя, мучительно грустныя пtсни, полныя печаль­ ной шири, кат.zъ печальна нся безкрайная равнина нашей страны, какъ широка могу­ чая Волга. И вотъ теперь эта народная пъсня, эта художественная исповъдь народа умираетъ съ каждымъ днемъ, съ каждымъ часомъ. Вмъстt съ отхожими промыслами, съ желtз­ ными дорогами, съ фабриками и заводами, уrрюмыя трубы которыхъ высятся теперь и среди полей, вмiстt съ каменными горо­ дами-въ глухiе деревенскiе углы, въ кресть­ янскiе низы пробирается развязная, цинично­ развратная пьяная фабричная частушка. Крикливая, пришла она и воцарилась на деревенской улицt, на крестьянскихъ свадь­ бахъ, на очаровательныхъ полныхъ непо­ средственнаго увлеченiя "посидкахъ" (бесl;­ дахъ) молодежи, и утвердилась во всtхъ значительныхъ моментахъ деревенской жиз­ ни, въ обрядностяхъ, для которыхъ народная фантазiя сложила свои особыя обвtянныя глубокимъ поэтическимъ вдохновенiемъ пtсни. Чтобы понять, какая красота уходитъ изъ жизни, нужно попасть въ далекiе мед­ в·13жьи углы, сохранившiе еще свой непри­ косновенный обликъ, и здtсь слушать народныхъ пtвцовъ, число которыхъ съ каждымъ rодомъ, все уменьшается. Деревня начинаетъ забывать свои прекрасныя пtсни. Необходимо сrтасать то, что разрушается временемъ. Необходимо сохранить народную пtсню, погибающую подъ пошлыми и бе­ зобразными напtвами фабричной улицы. Но въ этомъ направленiи у насъ дtлается чрезвычайно мало . Отдtльныя лица за свой страхъ и рискъ п р едп ринимаютъ экскурсiи для записей народныхъ пtсенъ. Все это дtлается безъ опредtленнаго плана, безъ строгой системы. Облюбовывается мtсто случайно, внt зависимости отъ какихъ-либо этнографическихъ и локальныхъ соображе­ нiй. Съ одним.ъ изъ собирателей народной пiсни мы желаемъ познакомить нашихъ читателей. Это-М. Е. Пятниuкiй, членъ музыт.zально­ этног рафической комиссiи при мосrzовскомъ обществt естествознанiя, антропологiи и этнографiи. Давно ужъ посъщаетъ онъ глухiе уголки Воронежской губ., слушаетъ хороводы, разыскиваетъ живыхъ носителей старинной пiсни. До сихъ поръ заrтиси пъ­ сенъ производились имъ на слухъ. И тол1,­ ко настоящимъ лtтомъ, прiобрtвши фоно­ графъ, онъ сталъ записывать образцы на­ р однаго пtсеннаго творчества точнымъ и вtрнымъ механическимъ путемъ. М. Е. Пят­ ниuкому удалось записать до 60 пtсенъ, изъ которыхъ большинство является до сихъ поръ совершенно неизвiстными, какъ по своей музыкt, такъ и по тексту. Требо­ валось много усилiй, чтобы расшевелить музыкальную память деревенскихъ пъвцоrзъ, увлекающихся теперь исключительно час­ тушками. М. Е. Пятницкiй,-самъ знающiй много народныхъ пiсенъ и при помощи одной 70-лtтней старухи Аринушки, сохра­ нившей удивительную свtжесть голоса и представляющей живую вокальную старин­ ную энциклопедiю,-заражалъ крестьянъ интересомъ къ полузабытымъ П'БСНямъ, за­ ставляя припоминать ихъ, устраивалъ хоры, подбирая въ хороводахъ необходимые голоса. Большое участiе въ этомъ дtлt п·ринимала сельская интеллигенцiя - учитель, сельскiй батюшка и т. д.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1