О былинах и песнях великой Руси
12 - ~(/ =:D ~~) ~ @) ааа • ааа ~ ~ ~ ((j ~~ ~~ ~~ ъ ~~ ~~ ~~ ~ (( '- "'- ~ )J - У м и р а ю щ а я р. у с с к а я п t с и я . Народная пъсня - это живая художе ственная лtтопись народной жизни. Толыzо въ ней и сказывались таившiяся въ народt творческiя возможности, творческiя силы. Ни книгъ народъ не писалъ, ни картинъ не рисовалъ. На протяженiи цtлыхъ вtковъ только складывалъ и пtлъ свои тоскливыя, мучительно грустныя пtсни, полныя печаль ной шири, кат.zъ печальна нся безкрайная равнина нашей страны, какъ широка могу чая Волга. И вотъ теперь эта народная пъсня, эта художественная исповъдь народа умираетъ съ каждымъ днемъ, съ каждымъ часомъ. Вмъстt съ отхожими промыслами, съ желtз ными дорогами, съ фабриками и заводами, уrрюмыя трубы которыхъ высятся теперь и среди полей, вмiстt съ каменными горо дами-въ глухiе деревенскiе углы, въ кресть янскiе низы пробирается развязная, цинично развратная пьяная фабричная частушка. Крикливая, пришла она и воцарилась на деревенской улицt, на крестьянскихъ свадь бахъ, на очаровательныхъ полныхъ непо средственнаго увлеченiя "посидкахъ" (бесl; дахъ) молодежи, и утвердилась во всtхъ значительныхъ моментахъ деревенской жиз ни, въ обрядностяхъ, для которыхъ народная фантазiя сложила свои особыя обвtянныя глубокимъ поэтическимъ вдохновенiемъ пtсни. Чтобы понять, какая красота уходитъ изъ жизни, нужно попасть въ далекiе мед в·13жьи углы, сохранившiе еще свой непри косновенный обликъ, и здtсь слушать народныхъ пtвцовъ, число которыхъ съ каждымъ rодомъ, все уменьшается. Деревня начинаетъ забывать свои прекрасныя пtсни. Необходимо сrтасать то, что разрушается временемъ. Необходимо сохранить народную пtсню, погибающую подъ пошлыми и бе зобразными напtвами фабричной улицы. Но въ этомъ направленiи у насъ дtлается чрезвычайно мало . Отдtльныя лица за свой страхъ и рискъ п р едп ринимаютъ экскурсiи для записей народныхъ пtсенъ. Все это дtлается безъ опредtленнаго плана, безъ строгой системы. Облюбовывается мtсто случайно, внt зависимости отъ какихъ-либо этнографическихъ и локальныхъ соображе нiй. Съ одним.ъ изъ собирателей народной пiсни мы желаемъ познакомить нашихъ читателей. Это-М. Е. Пятниuкiй, членъ музыт.zально этног рафической комиссiи при мосrzовскомъ обществt естествознанiя, антропологiи и этнографiи. Давно ужъ посъщаетъ онъ глухiе уголки Воронежской губ., слушаетъ хороводы, разыскиваетъ живыхъ носителей старинной пiсни. До сихъ поръ заrтиси пъ сенъ производились имъ на слухъ. И тол1, ко настоящимъ лtтомъ, прiобрtвши фоно графъ, онъ сталъ записывать образцы на р однаго пtсеннаго творчества точнымъ и вtрнымъ механическимъ путемъ. М. Е. Пят ниuкому удалось записать до 60 пtсенъ, изъ которыхъ большинство является до сихъ поръ совершенно неизвiстными, какъ по своей музыкt, такъ и по тексту. Требо валось много усилiй, чтобы расшевелить музыкальную память деревенскихъ пъвцоrзъ, увлекающихся теперь исключительно час тушками. М. Е. Пятницкiй,-самъ знающiй много народныхъ пiсенъ и при помощи одной 70-лtтней старухи Аринушки, сохра нившей удивительную свtжесть голоса и представляющей живую вокальную старин ную энциклопедiю,-заражалъ крестьянъ интересомъ къ полузабытымъ П'БСНямъ, за ставляя припоминать ихъ, устраивалъ хоры, подбирая въ хороводахъ необходимые голоса. Большое участiе въ этомъ дtлt п·ринимала сельская интеллигенцiя - учитель, сельскiй батюшка и т. д.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1