О былинах и песнях великой Руси
14 rr,:========= ==~ о о~ ш · У м и р а ю щ а я п t с н я. Уми раетъ народная пtсня. Съ ка:ждымъ днемъ все р -вже и рt:ж:е можно слышать ее въ нашихъ селахъ и деревняхъ, гд-f; распt ваются теперь лихiя и раз вязныя, нав·f;ян ныя городомъ и фабриками "частушки". Долгiе вt1,<а держалась она, эта художе ственная исповtдь народной души, но вотъ съ отхожими промыслами, желtзными до рогами, съ фабриками и заводами истинная народная п·всня стала исчезать, уступая мtсто "частушк:амъ ", безшабашнымъ, пья нымъ и грубымъ образчикамъ хулиганскихъ п ·tсенъ. Большой культурной заслугой теперь является стремленiе нtкоторыхъ лицъ со бирать эти уходпщiя и исчезающiя п -hсни съ ц·влыо сохранить ихъ отъ окончатель наго вымиран i я. Нами уже неоднократно отмtчалась r,<рупная роль въ этомъ отно шенiи существующей въ Москвt при об ществt любителей естествознанiя, антропо логiи и этнографiи музыкальной этногра фической комиссiи, которая издала два объемистые сборню,<а "раскопанныхъ" на родныхъ пtсенъ. Если лирическимъ и обрядовымъ народ нымъ пtснямъ и посчастливилось встрtтить особенно ·внимательное отношенiе къ себt со стороны музыка_льныхъ этнографовъ, то зато въ совершенномъ загонt пребываютъ такъ называемые "духовные стихи", слагать которые такой искусный мастеръ русскiй народъ. Духовньш пtсни мало записываются и вотъ почему слtдуетъ отмtтить работу, выполненную въ этомъ наnравленiи минув шимъ лtтомъ однимъ изъ дtятельныхъ членовъ мос1,<овс1ий музьшальной этногра фической комиссiи М. Е. П5Iтницкимъ . Въ этомъ году ему посчастливилось оты скать въ Воронежс1,<ой губ. вещи, почти неизвtстныя и высокой художественной цtнности, отличающiяся замtчательной му зыкой. Это былина про Илью Муромца, ис110лш1ющаяся, вопреки обыкновенiю, хо ромъ . а не соло, три историческiн пtсни и 8 дvховныхъ стиховъ. Добыто это было благо;аря лишь изумительной памяти 70- лiтней старухи Аринушки, котор а я въ п р о шломъ году въ Мосr{в-Ь на 1,<рестьянскомъ концертt пораз ила всвхъ <:воимъ прекрас нымъ голосомъ. Считаемъ и н те р ес ны мъ привести зд"БСЬ н-t 1,<отор ы е образцы этихъ мало извtстныхъ ,,духовныхъ стиховъ ". Вотъ, н а примiръ, стихъ о Егор i и: Ахъ, злодiй царишша , да 01-1ъ вр агъ Демьяпишша, Ахъ, у няво то была царица блаrОВ "Брна я, Ахъ, породила она сабi да три дочери, Да четвертаво сына , сына да Яrо рiя, Да Яrорiя височи!{и бiлъ ковы Jrь трава, Да бiлъ !{Овыль трава, да ишто сн ·l;гу б"Блава, По ло1tотя да они въ чистомъ зологt, Да по колiня у него ножки да они въ чистомъ серебр1., Ахъ, злод-hй царишша, да онъ врагъ Демьянишша, Да онъ сталъ то Яrорiя, да онъ мучат.и, Охъ, да онъ мучат.и яво муками, Да онъ муками, да онъ разными, Э, да онъ разными, да онъ разноличными . Да охъ, стали яво, Яr орiя, на смол,Jз варить, Да, охъ смола то кипитъ, ровно rромъ rремитъ, Да охъ, на сверху смолы Ягорiй nлав<!я, Да онъ стихи то поетъ, да онъ харуимсюя, Да онъ гласомъ да гласитъ по-явангельски. Изъ исто рическихъ люборытными ,шля ются пtсня п ро Петра Великаго и особенно объ Ильt Муромцt (,,Илья Муравичъ"). По слtдняя п ·J;сня написана былиннымъ скла ломъ и начинается уд_ивительной строфой: О хъ, ни бi;лыя снiжки забил'БJlИ СЯ, Охъ , заб ил1лася да, вi;дь, у старава ся дая борода , Забилiлас я у старава сядая она б орода, Что"жъ буйная голова, что -жъ сядая бород;~, И буйная т.оль!{О голова. Охъ, что- жъ подъ старымъ RОНЬ очень буръ, косм атъ. И много еще есть (мы лишены во з мож ности п р ивести все) с р еди собраннаго и за п исаннаго М. Е . Пятницкимъ такого, что вызоветъ улыбку радости не только у пыт ливаго этнографа, но . у кажлаго, поним а ющаrо красоту и цtнность ,народнаrо му зыкальнаго творqества. е. 4а,цпiи. Утро Poccilt, ЧетМрrЪ, 10-ro Ноября 1911 t . № 2~s>.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1