О былинах и песнях великой Руси

Утро народной веnиноруссно й пtсни. Подлинныя старинныя народныя пtсни въ подлинно - народномъ исполненiи,- такова была выдающаяся по интересу программа этого утра, устроеннаго М. Е. Пятницкимъ въ пользу дамс1{аго благотворительнаго I{О­ митета (для устройства Д'ВТСIШЙ СеЛЬСКОХО­ ЗЯЙСТВеННОЙ КОЛОНiи). Къ участiю ВЪ утр'В г . Пятпицт{iй пригласилъ Н'.БСI{ОЛЫ{О группъ крестьянъ-п'ввцовъ и п·ввицъ (главнымъ об­ разомъ Воронежсr{ой губернiи), съ которыми ПО3I-IаIШМИЛСЯ во время своихъ ПО'ВЗДОКЪ "за пtснями". Такимъ образомъ, публика могла стать Jrицомъ къ лицу съ настоящими на­ родными пtвцами, -т'вми самыми деревен­ сrшми артистами и артистн:ами, живыми художественными традицiями I{Оторыхъ и дoceJI'B держится еще на Руси старинное П'всепное исr{усство. Эстрада Малой заJrы Дворянскаго собрапiя для этого случая пре­ вращена была декорацiями въ избу. Жен­ щины пtли въ оригинальныхъ старинпыхъ нарядахъ, которые на м'встахъ стали уже рtдкостыо и для концерта собраны были по одиночк'в въ разныхъ селахъ. За все это и прежде всего за самую идею "крестьяпсI{аго концерта" нельзя не быть благодарнымъ г. Пятництшму и поддержавшему его коми­ тету ... п,:в сни, испоJшяемыя I{рестьянами, очень интересны и по словамъ, и по нап'ввамъ; среди нихъ есть прямо жемчужины. Но осо­ бенную ОI{раску и значенiе получаютъ онt въ народномъ ИСПОJIНенiи. Пrввцы п1ши груп­ Ш\,МИ земляковъ: большая мужская группа, группа семидесятил'втней (!) старухи Ари­ нушrш съ двумя дочерьми, еще группа трехъ женщинъ и др. Арипушrш съ дочерьми П'В­ сrшлько простудились въ дорог'в, и все-таки ихъ П'Внiе бьшо самымъ мягюrмъ среди жсн­ щинъ. У остальныхъ П'ввицъ голоса звучаJ1и р'взче, открытtе, но и это впрочемъ зави­ с·nло отъ П'всни. Напримtръ, въ грустной "Полосt" тt самьш П'ввицы, rшторыя передъ тtмъ "голосили", давали звукъ сдержанный, мягкiй. :Муж:сr{iе голоса (особенно у зап'ввалы­ тепора) сами по себ'в прiятнtе . Но всюду подкупаетъ не столько вокальный звукъ, сколько живое выявленiе свободно раскры­ вающейся души П'всни, безысr{усственпая, порой аляповата~~, но порой удивительно тоr-шая художественность каr{ъ въ передач'в отд'влыrыхъ пtвцовъ, таI{Ъ и въ своеобразно­ коптрапункrичсскомъ ансамбл'в . н,:вrшторыя пtсни сопровождались игрой на ,жалейкахъ и пляс1{ами; поrшзанъ былъ и хороводъ въ движенiи. Особенпо интересно было второе отд'вленiе... Л-~ивая, Ц'вльная картина увле­ I{ательнаго исполпенiя "3воновъ" или "Но бу­ дите меня :м:олоду", столько же давшая уху, сколыш глазу, думается, глубоrш запечатл'в­ лась въ памяти слушателей. Превосходно игралъ гусляръ (въ интеллигентсrшмъ ко­ стюмt) - па гусляхъ,-это:м:ъ поистинt "I{а­ мерпомъ" инструмент'в . Особенно хороша была П'всня съ варiацiями "Выйду-ль я на р'вчень­ ку" и, на Ьis, какая-то плясовая. Исполнены были также причитапiя по реr{рут"в и по умер­ шей матери. Одна жепщипа причитывала съ плачемъ, другая ут,:вшала. Потомъ ОН'В пере­ М'внилпсь ролями и по оrшнчапiи улыбались, хотя передъ этимъ I{аI{ъ-будто по-настояще­ му пла1{али. Это 6ьшо уже 1гвчто въ родt форменпаго представленiя. И потому, можетъ­ быть, Т'В же самыя причитанiя производятъ гораздо болtе непосредственное и сильное впечатJУвнiе, когда слушаешь ихъ въ фоно­ граф·в, не считая за "продставленiе". Во всяrшмъ случат. утро оr{азалось въ высоrшй степени художественно иптереснымъ и этпографпчоски поучитольпымъ. Сегодня оно повторптся. :JO. :Энzель. Русскiя Вtдом ости. 18 Февраля 1911 года. No 39. --- •. - .... .... . . .... ,,, ... 1 \ ~~=====qД о о~=-, ======J1) 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1