О былинах и песнях великой Руси
16 Вечеръ русскихъ народныхъ пtсенъ. М. Е. Пятницкiй, съ успъхомъ устроив шiй въ прошломъ году два крестьянсrшхъ . концерта, повторилъ теперь свой опытъ, но въ иномъ, еще болъе удачномъ вид-в. Мъ стомъ демонстрацiи явилась теперь зала Литературно-художественнаго Кру.жка. Д<:ш:о рацiи, мiшяющiяся соотвътственно циклу исполняемыхъ пъсенъ (,, За околицей", ,, У колодца", ,,Въ избъ"); самая эта группи ровка по болtе или менъе связаннымъ цик ламъ (,,Пtсни протяжныя, хороводныя и др.", ,,Былины и духовные стихи", ,,Пъсни сва дебныя, величальныя, плясовыя"); исполне нiе ряда пtсев:ъ (въ томъ числ-в всъхъ сва дебныхъ) въ связи съ обрядами, причетами, прибаутками, плясками. Наконецъ, народные костюмы, частью обьrqные, частью выходящiе уже изъ употребленiя и съ трудомъ собран ные, - все это, пожалуй, ближе къ сцениче скому представленiю, Ч'ВМЪ къ тому, что обыqно называется "концертомъ" ...... Это почти живыя картинки быта, въ ко торыхъ пtсня предстаетъ передъ слушате лемъ не въ оторванномъ отъ дtйствитель ности, отвлеченномъ видъ, а въ связи со всей той реальной художественно-житейской атмосферой, однимъ изъ элементовъ которой она является. Въдь настоящая народная П'.всня-всегда "дъйство", прямое-ли (рабочiя пъсни, плясовыя), символи,~еское (хороводы, обрядовыя п'всни), или только душевное (по груженiе въ мiръ пъсенныхъ переживанiй). И чъмъ привычнt.е обстановка, въ которой поютъ деревенскiе пъвцы, Т'вмъ легче имъ войти въ "дtйство", даже чувствуя на себ'.В взоры чужихъ людей (публики) ...... Пъвцьr и П'НВИЦЫ, - по крайней М'ВР'В главные, - тъ же, что и въ прошломъ году (Воронежской, Рязанской, Смоленшшй губ.). Наиболtе почетное мtсто среди нихъ при надлежитъ глубокой старуХ'в Аринушкъ, по- 19щей всегда вмtстъ со своими двумя до черьми. Отъ нихъ г. Пятницк.iй записаJrъ рядъ превосходныхъ пъсенъ, духовныхъ сти ховъ и даже вымирающихъ въ Вороне:ш,ской губернiи былинъ ( Объ Ильъ Муромц'в, стихъ объ Iосиф'в Прекрасномъ). Любопытно видъть въ дъйствiи этотъ живой очагъ старой П'ВВ ческой традицiи. Аринушка стоитъ посреди нt, объ дочери - по сторонамъ, полуобер нувшись RЪ ней; часто, особенно передъ вступленiемъ, старуха вскидывается на нихъ строгимъ, серьезнымъ взглядомъ, онъ точно отвъчаютъ; во время пънiя: всъ м'врно пока чиваются; словомъ, даже и въ самыхъ, ка залось бы, бездъйственныхъ пtсняхъ чув ствуется то особое пtсенное "д'вйство". Сами по-себъ голоса деревенскихъ пъвицъ мен'ве прiя:тны, чъмъ у пъвцовъ, которые и въ CMЫCJI'B ОТТ'ВНКОВЪ поютъ тоньше, не такъ крикливо "гоJюся:тъ". Аринушка является:, пожаJ1уй, исключенiемъ, но ея жалобный, ровный точно инструментальнаго характера голосъ отъ старости очень ужъ слабъ. Не стану отмъчать выдающiя:ся: отд'.вJ1ь ныя пъсни. Почти ВС'В онъ интересны, если не по музыкъ, то по · исполненiю, словамъ или обря:дамъ. Да:ж,е убого элементарный по меJiодiи стихъ о Василiи "Кесаремскомъ ", исполненный двумя: сл'впыми женщинами и дъвочкой- поводыремъ, оказался: въ этомъ смысл-в любопытнымъ. Нъсколько п'всенъ спъто было съ сопровожденiемъ жалейки и и малороссiйской "лиры" (,,рыле"-обычный инсгрументъ сл'впцовъ въ Малороссiи). Изъ хороводныхъ пъсенъ особенно интересна "На ГОр'В-ТО калина"' ГД'В ПОВ'ВСТЬ ВОЛЬНОЙ любви изображена въ лицахъ съ поистинt стихiйной простотой. Наиболt.е цtльное впечатлf.нiе nроизводитъ картина свадьбы (3-е отд'.вле:нiе): На улицt. слышно пънiе дввушекъ, нев'вста причитаетъ, входитъ женихъ съ родными, его встрtчаютъ пъсней, ведутъ къ нему не В'всту, сваха угощаетъ стариковъ все съ новыми шутками и т. д. Кончается: дъло, конечно, плясовыми пъснями: тутъ и 6ойк.iй напъвъ, и синкопирующiя залихватскiя: вскри киванiя подголосковъ, и всевозможные ритмы притаптыванiй, и жалейка, и хлопанье въ J~адоши, и водоворотъ пляски, -- все сливается въ одно живое, кипучее цълое, - ,,дымъ 1ш ромысломъ"; больше всего захватываетъ это и публику и подъ конецъ самихъ исполни ·теJrей, даже стариковъ. = ====jJ; . ~ - ; - д) ~=========~Jl;s;;-:_==========~
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1