О былинах и песнях великой Руси

16 Вечеръ русскихъ народныхъ пtсенъ. М. Е. Пятницкiй, съ успъхомъ устроив­ шiй въ прошломъ году два крестьянсrшхъ . концерта, повторилъ теперь свой опытъ, но въ иномъ, еще болъе удачномъ вид-в. Мъ­ стомъ демонстрацiи явилась теперь зала Литературно-художественнаго Кру.жка. Д<:ш:о­ рацiи, мiшяющiяся соотвътственно циклу исполняемыхъ пъсенъ (,, За околицей", ,, У колодца", ,,Въ избъ"); самая эта группи­ ровка по болtе или менъе связаннымъ цик­ ламъ (,,Пtсни протяжныя, хороводныя и др.", ,,Былины и духовные стихи", ,,Пъсни сва­ дебныя, величальныя, плясовыя"); исполне­ нiе ряда пtсев:ъ (въ томъ числ-в всъхъ сва­ дебныхъ) въ связи съ обрядами, причетами, прибаутками, плясками. Наконецъ, народные костюмы, частью обьrqные, частью выходящiе уже изъ употребленiя и съ трудомъ собран­ ные, - все это, пожалуй, ближе къ сцениче­ скому представленiю, Ч'ВМЪ къ тому, что обыqно называется "концертомъ" ...... Это почти живыя картинки быта, въ ко­ торыхъ пtсня предстаетъ передъ слушате­ лемъ не въ оторванномъ отъ дtйствитель­ ности, отвлеченномъ видъ, а въ связи со всей той реальной художественно-житейской атмосферой, однимъ изъ элементовъ которой она является. Въдь настоящая народная П'.всня-всегда "дъйство", прямое-ли (рабочiя пъсни, плясовыя), символи,~еское (хороводы, обрядовыя п'всни), или только душевное (по­ груженiе въ мiръ пъсенныхъ переживанiй). И чъмъ привычнt.е обстановка, въ которой поютъ деревенскiе пъвцы, Т'вмъ легче имъ войти въ "дtйство", даже чувствуя на себ'.В взоры чужихъ людей (публики) ...... Пъвцьr и П'НВИЦЫ, - по крайней М'ВР'В главные, - тъ же, что и въ прошломъ году (Воронежской, Рязанской, Смоленшшй губ.). Наиболtе почетное мtсто среди нихъ при­ надлежитъ глубокой старуХ'в Аринушкъ, по- 19щей всегда вмtстъ со своими двумя до­ черьми. Отъ нихъ г. Пятницк.iй записаJrъ рядъ превосходныхъ пъсенъ, духовныхъ сти­ ховъ и даже вымирающихъ въ Вороне:ш,ской губернiи былинъ ( Объ Ильъ Муромц'в, стихъ объ Iосиф'в Прекрасномъ). Любопытно видъть въ дъйствiи этотъ живой очагъ старой П'ВВ­ ческой традицiи. Аринушка стоитъ посреди­ нt, объ дочери - по сторонамъ, полуобер­ нувшись RЪ ней; часто, особенно передъ вступленiемъ, старуха вскидывается на нихъ строгимъ, серьезнымъ взглядомъ, онъ точно отвъчаютъ; во время пънiя: всъ м'врно пока­ чиваются; словомъ, даже и въ самыхъ, ка­ залось бы, бездъйственныхъ пtсняхъ чув­ ствуется то особое пtсенное "д'вйство". Сами­ по-себъ голоса деревенскихъ пъвицъ мен'ве прiя:тны, чъмъ у пъвцовъ, которые и въ CMЫCJI'B ОТТ'ВНКОВЪ поютъ тоньше, не такъ крикливо "гоJюся:тъ". Аринушка является:, пожаJ1уй, исключенiемъ, но ея жалобный, ровный точно инструментальнаго характера голосъ отъ старости очень ужъ слабъ. Не стану отмъчать выдающiя:ся: отд'.вJ1ь­ ныя пъсни. Почти ВС'В онъ интересны, если не по музыкъ, то по · исполненiю, словамъ или обря:дамъ. Да:ж,е убого элементарный по меJiодiи стихъ о Василiи "Кесаремскомъ ", исполненный двумя: сл'впыми женщинами и дъвочкой- поводыремъ, оказался: въ этомъ смысл-в любопытнымъ. Нъсколько п'всенъ спъто было съ сопровожденiемъ жалейки и и малороссiйской "лиры" (,,рыле"-обычный инсгрументъ сл'впцовъ въ Малороссiи). Изъ хороводныхъ пъсенъ особенно интересна "На ГОр'В-ТО калина"' ГД'В ПОВ'ВСТЬ ВОЛЬНОЙ любви изображена въ лицахъ съ поистинt стихiйной простотой. Наиболt.е цtльное впечатлf.нiе nроизводитъ картина свадьбы (3-е отд'.вле:нiе): На улицt. слышно пънiе дввушекъ, нев'вста причитаетъ, входитъ женихъ съ родными, его встрtчаютъ пъсней, ведутъ къ нему не­ В'всту, сваха угощаетъ стариковъ все съ новыми шутками и т. д. Кончается: дъло, конечно, плясовыми пъснями: тутъ и 6ойк.iй напъвъ, и синкопирующiя залихватскiя: вскри­ киванiя подголосковъ, и всевозможные ритмы притаптыванiй, и жалейка, и хлопанье въ J~адоши, и водоворотъ пляски, -- все сливается въ одно живое, кипучее цълое, - ,,дымъ 1ш­ ромысломъ"; больше всего захватываетъ это и публику и подъ конецъ самихъ исполни­ ·теJrей, даже стариковъ. = ====jJ; . ~ - ; - д) ~=========~Jl;s;;-:_==========~

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1