О былинах и песнях великой Руси
18 ш- - ,,Прочтите эти пъсни - говорилъ ми нистръ, - и не нужно быть языковъдомъ, чтобы с.казать, что ОН'В написаны на рус с.комъ, а не на польскомъ язьш'в. Против ники наши съ этимъ выводомъ не согласны и говорятъ, что это СМ'Ьшанный польско русскiй говоръ, не находя для него другого названiя, катtъ "простой языкъ". Быть- мо жетъ, это названiе получено на М'Ьстt; тогда оно ВПОЛН'В понятно: простой языкъ-языкъ не панскiй, значитъ, pycc1tiй язьшъ, а пе польскiй". Но для насъ, музыкантовъ-спецiалистовъ, кажете.я: совершенпо непонятнымъ совътъ г. министра толыtо прочесть П'всни Холм щины. Не только прочесть ихъ надо, но и слышать въ пънiи, не отрывая текстъ отъ музыки, потому что текстъ можетъ измъ няться, но сама мелодiя, вылившись изъ народной души, почти неизм'внна и, будучи мало-мальски грамотно записана, понесетъ съ собой черезъ въ1ш будущимъ поколъ нiямъ яркое отраженiе своей нацjональности, своего племени. Въ опредъленiи народности музьша неоспоримо до11.азательнtе текста, и ухо, привыкшее разбирать свое отъ чужого, сразу и безошибочно подскажетъ, билось ли у ис.конныхъ обитателей Зарубежья русское или польское сердце. Я намъренно остановился на этомъ во nрос'в, потому что, 1tъ несчастью, громадное большинство записывателей русской народ ной П'всни или собирали толь.ко текстъ, или же спецiально "голую меJюдiю", не понимая что они отрываютъ душу отъ тъла. Тъмъ болъе цъю-ю, когда теперь уже Н'В· сколыи лътъ на д·вло тщательнаго научно безстрастнаго и точнаго собиранiя нашего фоJrьклора,-народнаго сокровища,-русской народной П'.ВСНИ обращено серьезное вниманiе. В'вчный памятпикъ поставили себ'в по койный собиратель русской пъсни Ю. Мель гуновъ, положившiй правильное начало тео ретичес.каго ея изученiя, и прямая его на слъдница г-жа Линева-Паприцъ, великолъпно изложенные труды которой изданы академiей нау.къ. Вслъдъ за ними не.льзя не упомянуть и г. Аракчiева, собравшаго массу П'всенъ ю-юродчес.кихъ племенъ Кавказа. Зат'вмъ слъдуютъ многiя имена лицъ, и понынъ со стоящихъ членами музыкальной комиссiи при этнографичешимъ обществъ. l{ъ числу посл1щнихъ припадлежитъ и Митрофапъ Ефимовичъ Пятницкiй, положив шiй долгiе годы на то, чтобы не только за писать и издать П'вс.ни, но и привести Ц'В люшмъ поющую деревню въ стоJrицу и дать возможность оторванному отъ природы го родскому интеллигенту ося.зателыю вкусить во всей полнотъ впечатлънiе отъ живой на родной П'ВСНИ. Задача была не легкая, но предоставимъ ему самому высказаться по этому поводу: "Народная П'всня, эта художественная лътопись народной жизни, 1tъ глубо1шму со жал-внiю, вымираетъ съ каждымъ днемъ. Ее вьггtснила I{рикливая, развязная частушка. Деревня начинаетъ забывать свои прекрас ны.я: пъсни. А чтобы понять, ка~{ая красота уходитъ изъ жизни съ деревенской п1юней, надо побывать въ нашихъ "медв'вжьихъ углахъ" :и послушать ее, эту пъсшо. "Народная П'всня исчезаетъ и ее надо спасать". Вотъ подлинны.я: слова человъка, отдав шаго нtсколько лътъ жизни собиранiю nъсни и теперь привезшаго въ Москву "деревню'·, набранную изъ крестьянъ Воронежской, Р.н заншшй и Смоленской губернiй, дабы мы, современники, :могли лично, непосредственно прослушать "посл'вднихъ могиканъ", на твор честв'в которыхъ еще не отразились гармош ка и фабричная "частушка". И что страшнъе всего, это-ясное ощу щенiе прочнаго семейнаго быта, кото рымъ проникнуты всъ стары.я: пъсни мед В'вжьихъ угловъ Россiи,- быта, умирающаго вмtстъ со старой русской пъсней, постепенно забиваемой шато - 1шбацкимъ, забулдыжнымъ и хулиганскимъ "репертуаромъ" г-жъ Вяль цевыхъ, Плевицкихъ, Ртищевыхъ и имя же имъ легiонъ. И только кабацкой разнуздан ностыо, дешовой похотью и полной разру хой семейнаго быта разитъ отъ этого фаб ричнаго производства пъсни. Да, въдь, все это, въ сущности, просто и не можетъ иначе быть. ~=====~~ о о~======~!?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1