О былинах и песнях великой Руси

18 ш- - ,,Прочтите эти пъсни - говорилъ ми­ нистръ, - и не нужно быть языковъдомъ, чтобы с.казать, что ОН'В написаны на рус­ с.комъ, а не на польскомъ язьш'в. Против­ ники наши съ этимъ выводомъ не согласны и говорятъ, что это СМ'Ьшанный польско­ русскiй говоръ, не находя для него другого названiя, катtъ "простой языкъ". Быть- мо­ жетъ, это названiе получено на М'Ьстt; тогда оно ВПОЛН'В понятно: простой языкъ-языкъ не панскiй, значитъ, pycc1tiй язьшъ, а пе польскiй". Но для насъ, музыкантовъ-спецiалистовъ, кажете.я: совершенпо непонятнымъ совътъ г. министра толыtо прочесть П'всни Холм­ щины. Не только прочесть ихъ надо, но и слышать въ пънiи, не отрывая текстъ отъ музыки, потому что текстъ можетъ измъ­ няться, но сама мелодiя, вылившись изъ народной души, почти неизм'внна и, будучи мало-мальски грамотно записана, понесетъ съ собой черезъ въ1ш будущимъ поколъ­ нiямъ яркое отраженiе своей нацjональности, своего племени. Въ опредъленiи народности музьша неоспоримо до11.азательнtе текста, и ухо, привыкшее разбирать свое отъ чужого, сразу и безошибочно подскажетъ, билось ли у ис.конныхъ обитателей Зарубежья русское или польское сердце. Я намъренно остановился на этомъ во­ nрос'в, потому что, 1tъ несчастью, громадное большинство записывателей русской народ­ ной П'всни или собирали толь.ко текстъ, или же спецiально "голую меJюдiю", не понимая что они отрываютъ душу отъ тъла. Тъмъ болъе цъю-ю, когда теперь уже Н'В· сколыи лътъ на д·вло тщательнаго научно­ безстрастнаго и точнаго собиранiя нашего фоJrьклора,-народнаго сокровища,-русской народной П'.ВСНИ обращено серьезное вниманiе. В'вчный памятпикъ поставили себ'в по­ койный собиратель русской пъсни Ю. Мель­ гуновъ, положившiй правильное начало тео­ ретичес.каго ея изученiя, и прямая его на­ слъдница г-жа Линева-Паприцъ, великолъпно изложенные труды которой изданы академiей нау.къ. Вслъдъ за ними не.льзя не упомянуть и г. Аракчiева, собравшаго массу П'всенъ ю-юродчес.кихъ племенъ Кавказа. Зат'вмъ слъдуютъ многiя имена лицъ, и понынъ со­ стоящихъ членами музыкальной комиссiи при этнографичешимъ обществъ. l{ъ числу посл1щнихъ припадлежитъ и Митрофапъ Ефимовичъ Пятницкiй, положив­ шiй долгiе годы на то, чтобы не только за­ писать и издать П'вс.ни, но и привести Ц'В­ люшмъ поющую деревню въ стоJrицу и дать возможность оторванному отъ природы го­ родскому интеллигенту ося.зателыю вкусить во всей полнотъ впечатлънiе отъ живой на­ родной П'ВСНИ. Задача была не легкая, но предоставимъ ему самому высказаться по этому поводу: "Народная П'всня, эта художественная лътопись народной жизни, 1tъ глубо1шму со­ жал-внiю, вымираетъ съ каждымъ днемъ. Ее вьггtснила I{рикливая, развязная частушка. Деревня начинаетъ забывать свои прекрас­ ны.я: пъсни. А чтобы понять, ка~{ая красота уходитъ изъ жизни съ деревенской п1юней, надо побывать въ нашихъ "медв'вжьихъ углахъ" :и послушать ее, эту пъсшо. "Народная П'всня исчезаетъ и ее надо спасать". Вотъ подлинны.я: слова человъка, отдав­ шаго нtсколько лътъ жизни собиранiю nъсни и теперь привезшаго въ Москву "деревню'·, набранную изъ крестьянъ Воронежской, Р.н­ заншшй и Смоленской губернiй, дабы мы, современники, :могли лично, непосредственно прослушать "посл'вднихъ могиканъ", на твор­ честв'в которыхъ еще не отразились гармош­ ка и фабричная "частушка". И что страшнъе всего, это-ясное ощу­ щенiе прочнаго семейнаго быта, кото­ рымъ проникнуты всъ стары.я: пъсни мед­ В'вжьихъ угловъ Россiи,- быта, умирающаго вмtстъ со старой русской пъсней, постепенно забиваемой шато - 1шбацкимъ, забулдыжнымъ и хулиганскимъ "репертуаромъ" г-жъ Вяль­ цевыхъ, Плевицкихъ, Ртищевыхъ и имя же имъ легiонъ. И только кабацкой разнуздан­ ностыо, дешовой похотью и полной разру­ хой семейнаго быта разитъ отъ этого фаб­ ричнаго производства пъсни. Да, въдь, все это, въ сущности, просто и не можетъ иначе быть. ~=====~~ о о~======~!?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1