О былинах и песнях великой Руси

Р у с с к а я Во вторникъ, 28-го января, въ этнuгра­ фическомъ отдtл ·!; Ииператорс 1<.аго Обще­ ства Любителей Естествознанiп состоялось публичное засtда.нiе Музыкальной секцiи отдtла. Е. Э. Линевой былъ сдtланъ интересный докладъ о ея поtздт,t въ Крайну (Австрiя). Съ помощью фонографа былъ продемон­ стрирошшъ цtлый рядъ пtсенъ, записан­ ныхъ въ Блед·h, Рtчиц·J; и Польщиц·J; . Кобзаремъ ШеIЗчен~ю были исполнены подъ аккоыпанпментъ малороссiйской "ли­ ры" малорусс1,iп пtсни и п·l;сни черномор­ сю1хъ каз:1ковъ. При участiи п-Бвцовъ- любителей были исполнены терцетомъ два духовныхъ стиха русскаго народнаго творчества. Но особый, исключительный интересъ представили русскiе пtсни, записанньш М. Е. П5Jтницrшмъ въ Вороне?-1,ской губ. Нуж:но привtтствовать юн<:ъ самый трудъ записыванiп этихъ чудныхъ образцовъ на­ роднаго творчества, такъ и мысль дать передъ аудпторiей нnстопщiй "Ансамбль русской народной пtсни". Публи,<. ·13 , принимающей зачастую Гури­ левсюи романсъ за настоящую русс1,ую пtсню, полезно было бы uослушать, сколь­ ко красоты, глубо1,аrо чуIЗства и истиннаго вдохновенiя содержится въ простой, безыс- 1,усственной, ,, настоящей" русской пtснt. Большинство русскихъ пtсенъ - груст­ ны я пtсни. То д·J;вушка изливаетъ тос1'-.у своей души, рвущейсп къ счастью: ,,Ахъ, не въ радость весна пришла"; то русская женщина плачетъ по лучшей долt: ,,I{ому радость, I'-.ому горе, а мнt-одна грусть, тоска. Прошла да моя младость. Ахъ, да _ прокатили всt моп года". Прелсстна обрядовап пtсн11, распtваемап д·'3вушками Воронежской губернiи, во времп шигья приданаго. п t с н я. Эта п ·J; сня--,, Тушите лучинушн:у"-зву­ читъ такой глубокой грустью, такой безыс­ ходной тоской, что отдаетсп болъзненнымъ стономъ въ душt каждаrо. Не лишена какого-то отг'3нка грусти, даже и плясова5J: ,,Хорошены;iй моло­ денькiй". Была исполнена пъснь и чисто - эпиче­ скаго , былиннаго содержанiп: ,,Пъснь объ Ильi Муро.мц·J; ", записаннап съ голоса па­ мптной москвичамъ по крестьпнскимъ кон­ цертамъ старухи Аринушки. Исполненiе этихъ русскихъ П'.Бсенъ гг. артистами и любителями, оп,азавшимися отъ ,,опернаго" п ·tн iя п тривiальныхъ нюансиро­ вокъ, не оставляло желать лучшаго. Дух ъ народной п tсни былъ схваченъ, понятъ и върно переданъ. Испол­ ненiе имtло огромный успtхъ у публики, переполнившей большую аудиторiю Политехническаго му­ зе я. Какъ-то странно было видtть почти полное отсутствiе представителей музын:аль­ наго мi р а. И мнt хочется сказать о русской пtснt, _в ообш.е, пренебрегаемой русскими ко мпозиторами и учеными теоретиками. Давно замtчено, что п ·/;сни лирическаго содержанiп сравнительно быстро забываются народомъ, но пtсни эпическiп и обрпдовыя 1,райне живучи. Но у насъ есть образчики и русс1<.ой народной лириrш, сохранившiеся въ чистомъ nпдt. Руссr<.ап пtснь - по препмуществу про­ тяжная, грустнап. Югъ Россiи, больше страдавшiй отъ вторженiй дш<.ихъ ордъ половuовъ, татаръ, больше страдавшiй и отъ междоусоб но{~ брани, далъ больше и грусти въ своей пtсн-l3 . Чtмъ болtе въ глубь и на сl3веръ Рос­ сiи, т-tмъ больше свtта въ пtсн-t русскаrо крестьпнпна . Лучшiя русс1<.iя пtсни мы находимъ на ctвep ·J; Россiи, гдt музьп<.ально­ поэтичесr,ое твортrестl3о народа развивалось самостоятельно, безъ посторонн5JГО влiянiя. Югъ былъ въ менtе блаrопрi51тныхъ _ уело- 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1