О былинах и песнях великой Руси

ш вiяхъ. Влiянiе Запада отразилось, напри­ м-tръ, на малороссiйской пtс1-гl;, носящей на себ -t сл·tды нtкоторой исн:усственности, западно-европейсI<:ой "культурности". Не такова настоящая старая русская п -kня, поражающая и своей глубиной и своей самобытностью, оригинальностью. Но широкой публикt мало изв-tстны эти пtсни. Подъ именемъ русской п·kни под­ носится ей съ эстрады пошлая п·вснь фаб­ ричнаго производства,-продуктъ недавняго времени, жалкая поддtлка подъ могучiй народный русскiй духъ. И, аплодируя исполнительницамъ "рус­ скихъ народныхъ п·tсенъ", толпа зачастую не подозрtваетъ, что есть другая, вымираю­ щая, ,, настоящая" народная пtсня, пtсня, вытtсняемая безшабашной, разудалой фаб­ ричной пtсней, но распtваемая еще въ медвtжьихъ уголкахъ необъятной Россiи. И нtсколько десятковъ фанатиковъ сво­ его дtла tздятъ по этимъ медвtжьимъ угламъ, записываютъ пtсни съ помощью фонографа, перекладываютъ на ноты и стараются пробудить въ русскомъ обществt интересъ къ родной старинt музыкальнаго творчества. И музыкальныхъ теоретиковъ ожидаетъ работа огромной важности: научное изслt­ дованiе русской пtсни. Ясно, напримtръ, что общiе законы аю-юрдоваго сопровож­ денiя (гармонiя), выведенные эмпирическимъ путемъ изъ сочиненiй западно-европейскихъ @ композиторовъ, мало примtнимы при гар­ монизацiи русской народной пtсни. Нужно найти эти новые законы, сумtть пхъ вы­ вести; показать ихъ и объяснить съ помощью уже существующихъ теоретическихъ терми­ новъ и понятiй. Это - работа теоретика. Вопросъ огромной важности и им·tю• щiй колоссальную будущность, а между тtмъ, нtтъ ни одного сочиненiя по этому вопросу. "Искатели новыхъ формъ музыкальнаго творчества" забрели въ тупикъ, запутались въ хитрыхъ комбинаuiяхъ хроматическихъ модуляцiй, энгармоническихъ замtнъ, гар­ монiи на тоновой гамм·t и проч. Но они слtпо не видятъ, что есть новая оригинальная область, открывающая огром­ ныя перспектив ы, - руссн: ая пtсня. Здtсь могутъ быть найдены новые законы гармонiи, дано новое направленiе искусству, зд-всь­ новый источникъ вдохновенiй ... И слишкомъ мало еще пройдено по этому пути сравнительно съ тiмъ, что остается сд-влать. Остается пожалiть, что русскiя консер­ вато рiи не ввели у себя до сихъ поръ uсо­ бой каеедры изученiя русской п ·всни. Ученые теоретики мало интересуются ею. Современ­ ные русскiе композиторы въ большинствt случаевъ лишь "снисходятъ" до нея. Бtднап, забытая - старая русская п·tснп. Винторъ Ивановснiii. но в ь. Пятница, 31 января 1914 г. № 15. ~~=ill=====~~oo~===== 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1