О былинах и песнях великой Руси
ш вiяхъ. Влiянiе Запада отразилось, напри м-tръ, на малороссiйской пtс1-гl;, носящей на себ -t сл·tды нtкоторой исн:усственности, западно-европейсI<:ой "культурности". Не такова настоящая старая русская п -kня, поражающая и своей глубиной и своей самобытностью, оригинальностью. Но широкой публикt мало изв-tстны эти пtсни. Подъ именемъ русской п·kни под носится ей съ эстрады пошлая п·вснь фаб ричнаго производства,-продуктъ недавняго времени, жалкая поддtлка подъ могучiй народный русскiй духъ. И, аплодируя исполнительницамъ "рус скихъ народныхъ п·tсенъ", толпа зачастую не подозрtваетъ, что есть другая, вымираю щая, ,, настоящая" народная пtсня, пtсня, вытtсняемая безшабашной, разудалой фаб ричной пtсней, но распtваемая еще въ медвtжьихъ уголкахъ необъятной Россiи. И нtсколько десятковъ фанатиковъ сво его дtла tздятъ по этимъ медвtжьимъ угламъ, записываютъ пtсни съ помощью фонографа, перекладываютъ на ноты и стараются пробудить въ русскомъ обществt интересъ къ родной старинt музыкальнаго творчества. И музыкальныхъ теоретиковъ ожидаетъ работа огромной важности: научное изслt дованiе русской пtсни. Ясно, напримtръ, что общiе законы аю-юрдоваго сопровож денiя (гармонiя), выведенные эмпирическимъ путемъ изъ сочиненiй западно-европейскихъ @ композиторовъ, мало примtнимы при гар монизацiи русской народной пtсни. Нужно найти эти новые законы, сумtть пхъ вы вести; показать ихъ и объяснить съ помощью уже существующихъ теоретическихъ терми новъ и понятiй. Это - работа теоретика. Вопросъ огромной важности и им·tю• щiй колоссальную будущность, а между тtмъ, нtтъ ни одного сочиненiя по этому вопросу. "Искатели новыхъ формъ музыкальнаго творчества" забрели въ тупикъ, запутались въ хитрыхъ комбинаuiяхъ хроматическихъ модуляцiй, энгармоническихъ замtнъ, гар монiи на тоновой гамм·t и проч. Но они слtпо не видятъ, что есть новая оригинальная область, открывающая огром ныя перспектив ы, - руссн: ая пtсня. Здtсь могутъ быть найдены новые законы гармонiи, дано новое направленiе искусству, зд-всь новый источникъ вдохновенiй ... И слишкомъ мало еще пройдено по этому пути сравнительно съ тiмъ, что остается сд-влать. Остается пожалiть, что русскiя консер вато рiи не ввели у себя до сихъ поръ uсо бой каеедры изученiя русской п ·всни. Ученые теоретики мало интересуются ею. Современ ные русскiе композиторы въ большинствt случаевъ лишь "снисходятъ" до нея. Бtднап, забытая - старая русская п·tснп. Винторъ Ивановснiii. но в ь. Пятница, 31 января 1914 г. № 15. ~~=ill=====~~oo~===== 22
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1