О былинах и песнях великой Руси

По ·поводу нрестьянснихъ нонцертовъ. Получая еще на школьной скамьt. нt.­ которое, хотя и смутное представленiе о народной поэзiи, знакомясь кое- гдt. на выставкахъ кустарнаго производства съ народной фантазiей въ области другихъ нскусствъ (орнаментъ, утварь и проч.), на­ конецъ, имt.я предъ собой кое-гдt. образцы народнаго строительства въ видt. храмовъ, иногда въ видt. поддt.локъ подъ нацiональ­ ный вкусъ, - въ области народной музыки наше общество, наша "интеллиrенцiя ", увы, довольствуется смакованьемъ репертуара разныхъ Плевицкихъ, Каринскихъ или про­ сто цыганщиной, гдt. съ забавнымъ аплом­ бомъ отмt.чаетъ "старинныя пt.сни" ... Въ лучшемъ случат, наша публика имt.етъ возможность изрt.дка слышать исконныя народныя мелодiи кое-гдt. въ нашихъ рус­ скихъ операхъ и оркестровыхъ пьесахъ, но въ обдt.лкt., гармонизацiяхъ (за исключе­ нiемъ хора поселянъ въ послt.днемъ актt. ,,Игоря"), мало имt.ющими общаго съ на­ родной манерой сопровожденiя. Конечно, велика заслуга нашихъ кори­ феевъ въ этой области; генiальное чутье, если можно такъ выразиться, Глинки, Ба­ лакирева, Бородина, Римскаго - Корсакова, частью . Чайков~каго, а особенно Мусорг­ скаго,-раскрыло намъ кое-что изъ народ­ ной музыкальной души, но обыкновенно это - только отдt.льныя щепотки, горсточ­ ки, тотчасъ-же засыпаемыя цt.лыми кучами обычнаго или даже необычнаго музыкаль­ наго европеизма. Въ томъ-то вся и суть, что мелодiя, напt.въ - общеевропейскiе, - конечно, отлично связываются и съ обыч- . ной музыкальной отдt.лкой; народныя же русскiя исконныя пt.сни, которыя ухо при­ выкло слышать въ той же обдt.лкt., стано­ вятся почти неузнаваемыми при исполненiи ихъ народными пt.вцами, артистами; они - не такъ располагаютъ голоса, даютъ сов­ сt.мъ другiе аккорды, у нихъ есть свои излюбленные повороты, свои окончанiя, зачастую поражающiя необычностью и уди- вительною свt.жестью · и непосредствен­ ностью. И вовсе не надо быть спецiали­ стомъ - музыкантомъ} чтобы замt.тить эти особенности, отсутствующiя въ обычно слы­ шимой нами музыкt. ,, культурной". И эти никому невt.домые Николаи Ивановичи, f\ринушки, Прасковьи 8едоровны зачастую такъ владt.ютъ своимъ искусствомъ въ его цt.ломъ (мелодiя, гармонiя, контрапунктъ, музыкальная экспрессiя), что намъ трудно понять, какъ, занимаясь этимъ искусствомъ между дt.ломъ, можно такъ артистично его передавать слушателямъ, при томъ въ со­ вершенно необычной для исполнителей обстановкt.. И всt. эти особенности, этотъ артистизмъ вполнt. естественно проявля­ ются съ большей яркостью у жителей наи­ болt.е отдаленныхъ отъ "культурныхъ цен­ тровъ", отъ фабричныхъ . районовъ и про­ чихъ очаговъ "цивилизацiи" ... Но, хотя въ записяхъ пt.сенъ изъ та­ кихъ глухихъ, отдаленныхъ мt.стъ находится несравненно больше яркихъ по музыкаль­ ной оригинальности образцовъ (наприм., у Листопадова, Григорьева - Тезавровскаго, Пальчикова, Линевой, Маркова - Маслова и др.) сравнительно съ пt.снями централь­ ныхъ губернiй, исполненныхъ въ Литера­ турно-Художественномъ Кружкt., но все же крестьянскiе концерты, устроенные М. Е. Пятницкимъ, представляли въ этомъ отно­ шенiи высокiй музыкальный интересъ для нашей публики, давая возможность непо­ средственно слышать подлинные образцы народнаго музыкальнаго исполненiя, съ его характерными тембрами голосовъ, своеоб­ разнымъ музыкальнымъ орнаментомъ, даю­ щiе впечатлt.нiе особенной свt.жести и но- визны даже для нашихъ, привыкшихъ ко всему ушей... По слухамъ, въ воскресенье, 5-го февраля, днемъ, этотъ концертъ бу­ детъ повторенъ въ Консерваторiи, что дастъ возможность музыкальной Москвt. лишнiй разъ провt.рить свою музыкальную раз­ борчивость ... ~- r:7tacma,11ъcuiii. ,,Музына", 4-го Февраля 1912 года . № 62. · 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1