О былинах и песнях великой Руси

6 m=~========~llh~========ш древне-русскаго творчества. Онъ убtжденъ въ томъ, что, если русское культурное об­ щество ознакомится съ самобытными рус­ скими пtснями, то онt не смогутъ не полюбиться ему больше тtхъ вводимыхъ въ Россiю, главнымъ образомъ, изъ загра­ ницы, пошленькихъ мотивовъ, которые въ настоящее время такъ широко распростра­ няются въ городахъ и волною идутъ въ деревню, развращая всеобщiй вкусъ къ истинному народному искусству. Г. Пятниц­ каго поддерживаетъ надежда въ томъ, что взятыя имъ у народа пtсни, сдtлавшись популярными среди образованнаго населе­ нiя, будутъ перениматься обратно той самой народной средой, которая ихъ въ минувшiе вt.ка создала и что, такимъ образомъ, ,, твоя отъ твоихъ" вернется къ простому русскому народу въ область музыкальнаго творчества то, что онъ самъ создалъ и что по своему истинному художественному достоинству го­ раздо выше того, чt.мъ онъ въ настоящее время такъ быстро извнt. заражается и раз­ вращается. Г. Пятницкiй не довольствуется ознаком­ ленiемъ общества съ народной русской пt.сней, но расширяетъ свою задачу, ста­ раясь, вмtстt съ п½,нiемъ, выставить и ту бытовую обстановку, при которой поются тt. или другiе напt.вы . Онъ показываетъ народные обряды, даетъ соотвt.тствующiе напtвамъ костюмы и декорацiи. Самая же главная и цt.нная особенность концертовъ Пятницкаго та, что народныя пtсни испол­ няются большею частью не наряженными въ мужицкiе костюмы артистами профес­ сiоналами, перенявшими пtсни у народа, а настоящими живыми носителями этихъ напtвовъ. Такимъ исполнителямъ нt.тъ на­ добности ни одt.вать чужой одежды, ни поддtлываться подъ "русскихъ мужиковъ". Они сами - русскiе мужики, и поютъ они "какъ умt.ютъ", какъ поютъ у себя гдt нибудь "на завалинкt", на "посидкахъ", въ хороводахъ, на дt.вичникахъ или свадь­ бахъ. Вся музыкальная Москва приходила слу­ шать концерты г. Пятницкаго съ кресть­ янами. Музыкальные критики помtщали на столбцахъ московскихъ газетъ востор- женные отзывы : ,, пtсни исполняемыя крестьянами очень интересны и по словамъ, и по напtвамъ; среди нихъ есть прямо жемчужины, но особенную окраску и зна­ ченiе они получаютъ въ народномъ испол­ ненiи" - (Русскiя Вt.домости); ,,громадная заслуга М. Е. Пятницкаго именно въ томъ, что онъ привезъ поющую деревню изъ медвtжьихъ угловъ сюда, въ сердце Россiи, оторванное отъ этихъ угловъ. Пt.сни по­ ются удивительно стройно и · хорошо, такъ поютъ именно для себя, въ силу накопив­ шейся въ груди потребности-пt.ть" (Русское Слово); ,,и эти никому невtдомыя f\ри­ нушки, Николаи Иванычи, Прасковьи 8едо­ ровны - зачастую такъ влад½,ютъ своимъ искусствомъ въ его цtломъ (мелодiя, гар­ монiя, контрапунктъ, музыкальная экспрес­ сiя), что трудно понять, какъ, занимаясь этимъ искусствомъ между дtлами, можно такъ · артистично передавать его слушателямъ, при томъ въ совершенно необычной для исполнителей обстановкt" ,-(Музыка); ,,кон­ церты крестьянъ явились цtлымъ событiемъ въ музыкальной жизни не только Москвы, но и Россiи" (Музыка и Жизнь); ,, искатели новыхъ формъ музыкальнаго творчества забрели въ тупикъ, запутались въ хитрыхъ комбинацiяхъ хроматическихъ модуляцiй, энгармоническихъ замt.нъ , гармонiи на тоновой гамм½, и проч. Но они слtпо не видятъ, что есть новая оригинальная область, открывающая огромныя перспек­ тивы - русская пt.сня. Здtсь могутъ быть найдены новые законы гармонiи, дано новое направленiе искусству, здtсь-новый источникъ вдохновенiй" ... (Новь). Публика, впервые услыхавшая старин­ ную русскую пt.сню въ исполненiи пt.в­ цовъ-крестьян_ъ, была поражена красотою мелодiи, вышедшей изъ горнила русскаго народнаго творчества минувшихъ вt.ковъ,­ горячо и восторженно привtтствовала де­ ревенскихъ пtвцовъ и выразила все это поднесенiемъ адреса. Такой успtхъ концер­ товъ, помимо ихъ общаго художествен­ наго интереса, по словамъ В. Г. Черткова, объясняется еще и тt.мъ, что самъ г. Пятницкiй, · обладая музыкальнымъ даро­ ван1емъ, учившись пt.нiю у лучшихъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1