О былинах и песнях великой Руси
6 m=~========~llh~========ш древне-русскаго творчества. Онъ убtжденъ въ томъ, что, если русское культурное об щество ознакомится съ самобытными рус скими пtснями, то онt не смогутъ не полюбиться ему больше тtхъ вводимыхъ въ Россiю, главнымъ образомъ, изъ загра ницы, пошленькихъ мотивовъ, которые въ настоящее время такъ широко распростра няются въ городахъ и волною идутъ въ деревню, развращая всеобщiй вкусъ къ истинному народному искусству. Г. Пятниц каго поддерживаетъ надежда въ томъ, что взятыя имъ у народа пtсни, сдtлавшись популярными среди образованнаго населе нiя, будутъ перениматься обратно той самой народной средой, которая ихъ въ минувшiе вt.ка создала и что, такимъ образомъ, ,, твоя отъ твоихъ" вернется къ простому русскому народу въ область музыкальнаго творчества то, что онъ самъ создалъ и что по своему истинному художественному достоинству го раздо выше того, чt.мъ онъ въ настоящее время такъ быстро извнt. заражается и раз вращается. Г. Пятницкiй не довольствуется ознаком ленiемъ общества съ народной русской пt.сней, но расширяетъ свою задачу, ста раясь, вмtстt съ п½,нiемъ, выставить и ту бытовую обстановку, при которой поются тt. или другiе напt.вы . Онъ показываетъ народные обряды, даетъ соотвt.тствующiе напtвамъ костюмы и декорацiи. Самая же главная и цt.нная особенность концертовъ Пятницкаго та, что народныя пtсни испол няются большею частью не наряженными въ мужицкiе костюмы артистами профес сiоналами, перенявшими пtсни у народа, а настоящими живыми носителями этихъ напtвовъ. Такимъ исполнителямъ нt.тъ на добности ни одt.вать чужой одежды, ни поддtлываться подъ "русскихъ мужиковъ". Они сами - русскiе мужики, и поютъ они "какъ умt.ютъ", какъ поютъ у себя гдt нибудь "на завалинкt", на "посидкахъ", въ хороводахъ, на дt.вичникахъ или свадь бахъ. Вся музыкальная Москва приходила слу шать концерты г. Пятницкаго съ кресть янами. Музыкальные критики помtщали на столбцахъ московскихъ газетъ востор- женные отзывы : ,, пtсни исполняемыя крестьянами очень интересны и по словамъ, и по напtвамъ; среди нихъ есть прямо жемчужины, но особенную окраску и зна ченiе они получаютъ въ народномъ испол ненiи" - (Русскiя Вt.домости); ,,громадная заслуга М. Е. Пятницкаго именно въ томъ, что онъ привезъ поющую деревню изъ медвtжьихъ угловъ сюда, въ сердце Россiи, оторванное отъ этихъ угловъ. Пt.сни по ются удивительно стройно и · хорошо, такъ поютъ именно для себя, въ силу накопив шейся въ груди потребности-пt.ть" (Русское Слово); ,,и эти никому невtдомыя f\ри нушки, Николаи Иванычи, Прасковьи 8едо ровны - зачастую такъ влад½,ютъ своимъ искусствомъ въ его цtломъ (мелодiя, гар монiя, контрапунктъ, музыкальная экспрес сiя), что трудно понять, какъ, занимаясь этимъ искусствомъ между дtлами, можно такъ · артистично передавать его слушателямъ, при томъ въ совершенно необычной для исполнителей обстановкt" ,-(Музыка); ,,кон церты крестьянъ явились цtлымъ событiемъ въ музыкальной жизни не только Москвы, но и Россiи" (Музыка и Жизнь); ,, искатели новыхъ формъ музыкальнаго творчества забрели въ тупикъ, запутались въ хитрыхъ комбинацiяхъ хроматическихъ модуляцiй, энгармоническихъ замt.нъ , гармонiи на тоновой гамм½, и проч. Но они слtпо не видятъ, что есть новая оригинальная область, открывающая огромныя перспек тивы - русская пt.сня. Здtсь могутъ быть найдены новые законы гармонiи, дано новое направленiе искусству, здtсь-новый источникъ вдохновенiй" ... (Новь). Публика, впервые услыхавшая старин ную русскую пt.сню въ исполненiи пt.в цовъ-крестьян_ъ, была поражена красотою мелодiи, вышедшей изъ горнила русскаго народнаго творчества минувшихъ вt.ковъ, горячо и восторженно привtтствовала де ревенскихъ пtвцовъ и выразила все это поднесенiемъ адреса. Такой успtхъ концер товъ, помимо ихъ общаго художествен наго интереса, по словамъ В. Г. Черткова, объясняется еще и тt.мъ, что самъ г. Пятницкiй, · обладая музыкальнымъ даро ван1емъ, учившись пt.нiю у лучшихъ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1