Картины по русской истории № 11 1908 г.

- 8 — ніе стольники, тоже одинъ съ правой стороны, а другой — съ лѣвой. Около государя, за саньми, шли бояре, окольничіе, думные люди, стряпчіе, несшіе царскую стряпню. Весь поѣздъ сопровождался сотней стрѣльцовъ съ батогами въ рукахъ «для тѣсноты людской» . Стрѣльцы съ батогами выстраивались, обыкновенно, по пути всѣхъ царскихъ шествій, оттѣсняя напиравшую массу любопытныхъ, одни изъ кото ­ рыхъ становились на колѣна, другіе падали ницъ, привѣтствуя го ­ сударя здравствованіемъ на многія лѣта. Стрѣльцы съ батогами дви ­ гались обыкновенно вмѣстѣ съ шествіемъ, образуя движущуюся шпа ­ леру, охранявшую все шествіе. Впрочемъ, порядокъ царскихъ выходовъ не всегда былъ одина ­ ковъ и измѣнялся сообразно празднеству или особому торжеству. На картинѣ изображена та часть торжественнаго царскаго вы ­ хода, центральнымъ лицомъ которой является самъ великій го ­ сударь. Онъ въ большомъ царскомъ нарядѣ, торжественно вы ­ ступая, идетъ, поддерживаемый двумя боярами. Сзади видна свита, спускающаяся съ Краснаго крыльца. Шествіе направляется прямо отъ угла Грановитой палаты, который и служитъ фономъ картины. По сторонамъ шествія стоятъ стрѣльцы Стремяннаго полка, который одинъ только имѣлъ кафтаны краснаго цвѣта съ бѣлыми нашивками. Въ рукахъ у стрѣльцовъ батоги «для тѣсноты людской». Когда ше ­ ствіе развернется, стрѣльцы пойдутъ по сторонамъ его. Такъ близко отъ дворца не можетъ быть большой толпы — дво ­ рецъ слишкомъ „святое мѣсто “ , чтобы допускать около его парад ­ наго крыльца скопленіе народа, но кое-кто изъ народа, быть можетъ, изъ прикосновенной ко дворцу многочисленно^ челяди, пробрался и сюда, и въ просвѣты между стрѣльцами виднѣются фигуры склонив ­ шихся и кланяющихся земно великому государю людей. (См. И. Е. Забѣлина, „Домашній бытъ русскихъ царей въ XYI иі XVII в. “ . Изданіе 3-е, М. 1895, гл. IY, стр. 367 — 435), 002188100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1