Картины по русской истории № 11 1908 г.
— 4 — которые за время удѣльной безтолочи были заняты иноплеменниками; всѣ земли, гдѣ слышится русская рѣчь и исповѣдуется православіе, объявляются «отчиной» государя не московскаго ужо только, а всея Руси. Объединеніе всей Великороссіи около Москвы совпало съ осво божденіемъ ея отъ татарскаго ига и со взятіемъ Константинополя тур ками. Первое событіе дѣлало московскаго князя независимымъ ни отъ кого государемъ, такимъ же царемъ, какъ ордынскій ханъ, та кимъ же самодержцемъ, какъ всѣ независимые государи; и московскій государь, отдѣлавшись отъ татаръ, съ особенной любовью величаетъ себя самодержцемъ, т.-е. независимымъ ни отъ кого государемъ. Взятіе Константинополя турками дѣлаетъ московскаго самодержца единственнымъ на свѣтѣ православнымъ государемъ, защитникомъ и хранителемъ вселенскаго православія. Бракъ Ивана III съ племянни цей послѣдняго императора Византіи перенесъ на московскихъ госу дарей все то высокое значеніе, какое имѣлъ по церковному преданію императоръ Византіи, ту «святость» царской власти, которая, по сло вамъ грамоты константинопольскаго патріарха московскому великому князю Василію Димитріевичу, поминается и свято чтится на всякомъ мѣстѣ, гдѣ только именуются христіане. Тогда же и гербъ Визан тіи — двуглавый орелъ сдѣлался гербомъ Московскаго государства. Предшественники Ивана Ш-го, великіе князья московскіе, просто «садились» на великокняжескій столъ отчичъ и дѣдичъ. Иванъ III находитъ нужнымъ при жизни торжественно вѣнчать своего преемника па великое княженіе священнымъ церковнымъ обрядомъ и возложить на него «шапку» и бармы Мономаховы, которые по тогда же со здавшемуся преданію были будто бы присланы византійскимъ импе раторомъ великому князю кіевскому Владимиру Всеволодовичу Моно маху. Въ этомъ сказаніи живо выразилась затаенная мысль и желаніе считать новое московское царство стариннымъ, исконнымъ; тогда оправдывались всѣ его успѣхи и тѣ цѣли объединенія вокругъ Москвы всѣхъ русскихъ земель, которыя ставило себѣ повое царство. Иванъ III начинаетъ величать себя царемъ; сынъ его, Васи лій III, пользуется этимъ титуломъ почти постоянно у себя дома, ле рискуя еще называться такъ передъ чужеземцами; впервые пе-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1