Картины по русской истории №13 1908 г.

— 9 — лась его приказная практика. Въ памятникахъ сохранились лишь нѣкоторые намеки, безсвязные отголоски, доходившіе изъ залы за ­ сѣданій до людей, доступа въ ту залу не имѣвшихъ... Бѣглый подъ ­ ячій ЭДотошихинъ описываетъ засѣданіе думы съ замѣтнымъ оттѣн ­ комъ ироніи, похожей па гримасу, какую недостаточно вѣжливый подчиненный, вырвавшись па волю, издали дѣлаетъ своему бывшему суровому начальнику.» «Когда совѣщаніе открывалось какимъ-либо предложеніемъ царя, онъ, высказавъ свою мысль, приглашалъ бояръ и думныхъ людей «помысля, къ тому дѣлу дать способъ» . Кто изъ бояръ побольше и поразумнѣе, тѣ «мысль свою къ способу объявлпваютъ». Порой кто- нибудь изъ меньшихъ заявитъ свою мысль, «а иные бояре, брады свои устава, ничего не отвѣщаютъ, потому что царь жалуетъ мно ­ гихъ не по разуму ихъ, но по великой породѣ, и многіе изъ нихъ грамотѣ не ученые и пе студерованные». Эти детальныя фигуры мол ­ чаливыхъ совѣтниковъ съ уставленными брадами, неизбѣжныя при обсужденіи дѣла во всякомъ многолюдномъ собраніи, напрасно иногда принимаются за полную картину засѣданія боярской думы. Онѣ и у Котошихипа пе закрываютъ собой другихъ думныхъ людей «па отвѣты разумныхъ, изъ большихъ и изъ меньшихъ статей бояръ». Засѣданія думы вовсе пе отличались молчаливостью. .. Сохранилось похожее па протоколъ краткое и не вполнѣ ясное изложеніе одного засѣданія думы въ 1679 г. съ участіемъ патріарха; пе видно только, присутствовалъ ли государь па засѣданіи или пѣтъ. Обсуждался вопросъ, отдавать ли питейныя заведенія на откупъ, или мір ­ скимъ выборнымъ головамъ и цѣловальникамъ подъ присягой, «па вѣру». Патріархъ былъ того мнѣнія, что у питейныхъ сборовъ» слѣдуетъ быть головамъ за выборомъ» мірскихъ людей, только пе приводить ихъ къ присягѣ, чтобъ «клятвъ и душевредства не было», за воровство же пригрозить выборнымъ конфискаціей всего иму ­ щества и «казнью по градскому суду» , а избирателямъ тяжелымъ штрафомъ. Бояре возражали на это, — опасно безъ присяги: и подъ присягой у выборныхъ было воровство многое, а «безъ подкрѣпле ­ нія вѣры» воровства будетъ и того больше.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1