Картины по русской истории №13 1908 г.

Настоящее изданіе картинъ по русской исторіи ставитъ себѣ задачей дать рядъ изображеній характернѣйшихъ моментовъ культурной жизни Рос ­ сіи, опредѣляющихъ ея историческое развитіе и очерчивающихъ ея прошлый бытъ, какъ его можно себѣ представить на основаніи памятниковъ прошлаго и научныхъ изслѣдованій старины. Курсъ русской исторіи обычно принято дѣлить на четыре большихъ періода: I. .Кіслкая Русь; II. Суздальская Русь; III. Московская Русь; IV. Всероссі йска я Ру съ. Важнѣйшими уроками въ изложеніи перваго періода можно считать разсказы: о славянахъ, предкахъ русскаго народа, объ ихъ торговлѣ, о по ­ явленіи варяговъ и объ ихъ значеніи въ созданіи славяно-русской государ» ственнссти, о началѣ христіанства на Руси, о судѣ, объ управленіи вѣчевомъ и княжескомъ въ Ру :и Кіевскихъ временъ. Семь картинъ на соотвѣтствующія темы въ предлага дм-эм ь изданіи и ставятъ себѣ цѣлью дать живописное художественное изображеніе указанныхъ моментовъ исторической жизни русскаго народа. Въ Суздальскій періодъ исторической жизни великорусскаго народа изученіе его прошлыхъ судебъ болѣе всего останавливается на внѣшнемъ фактѣ татарскаго нашествія, приведшаго въ концѣ-концовъ къ исчезновенію самостоятельности Южной Руси, вскорѣ завоеванной Литвой, и на устано ­ вленіи на сѣвера востокѣ удѣльнаго строя государственной жизни. На эти темы даются двѣ картины: „Баскаки" и „Дворъ удѣльнаго князя". Картины, о( вѣщающія быт ь Московскаго государства, можно раздѣ ­ лить на четыре большихъ группы. Первая имѣетъ задачей показать въ худо ­ жественномъ изображеніи государственную власть тѣхъ временъ въ ея обычномъ каждодневномъ проявленіи. (См. по списку картины 11 — -17.) Ко второй группѣ картинъ относятся тѣ, которыя даютъ изображенія мо ­ ментовъ жизни трехъ важнѣйшихъ отдѣльныхъ слоевъ общества тѣхъ вре ­ менъ въ ихъ отношеніи къ государству, въ ихъ „службѣ ” государству. (См. карт. 10--22 ) Третья группа картинъ имѣетъ задачей иллюстрировать тѣ стороны жизни, которыя въ общежитіи преимущественно называютъ культурными. (См. карт. 23 — 25.) Четвертую группу картинъ, относящихся къ исторіи Московскаго государства, составляютъ двѣ, имѣющія своей зада ­ чей изобразить моменты изъ тѣхъ двухъ крупныхъ событій, которыя не только потрясли вь основаніи Московское государство, но наиболѣе ярко за все время его существованія опредѣлили, чѣмъ оно жило, какой харак ­ теръ устои его жизни имѣли и сколь жизненно прочны они были. Эти событія, конечно, „Смута" и „Расколъ церкви". Карт. 26 и 27 даютъ харак ­ терную сцену изъ исторіи смутнаго времени и изъ временъ раскола. Картины, относялияся къ двумъ послѣднимъ вѣкамъ русской исторіи, не представилось возможнымъ сгруппировать въ такія же цѣльныя и срав ­ нительно полныя серіи, опредѣленно, немногими яркими чертами рисующія суть жизненныхъ явленій и быта даннаго времени. Препятствовали этому, съ одной стороны, большая сложность и многообразность явленій истори ­ ческой жизни за это время, а с ь другой — историческая близость къ нашей современности, своего рода незаконченность развитія многихъ сторонъ жизни ХѴШ и XIX вз. Поэтому пришлось взять для иллюстраціи характерные для каждаго раздѣленія моменты иногда болѣе внѣшняго, чѣмъ внутрен ­ няго значенія, но всегда имѣя въ виду иллюстрировать не самый фактъ, взягый самъ-по-себѣ, а воспользоваться имъ ;въ его внутреннемъ смыслѣ — взягь его какъ характерный для данной эпохи, какъ обобщающій извѣстное историческое состояніе даннаго времени. Бремя Петра Великаго, какъ время реформъ, въ результатѣ положи ­ вшихъ грань между Русью Московской и имперіей Всероссійской и легшихъ въ основу исторической жизни Россіи, какъ европейской державы, рисуютъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1