Картины по русской истории № 14 1908 г.

— 13 — выборныхъ установлено не было и въ разное время опредѣлялось призывными грамотами различно, причемъ иногда избирателямъ про ­ сто предоставлялось прислать «по скольку человѣкъ пригоже». Явившись въ Москву со списками и договорами, избранные представители отъ всѣхъ чиновъ Московскаго государства въ на ­ значенный день отправлялись во дворецъ и здѣсь въ самой обшир ­ ной палатѣ собирались вмѣстѣ съ думпыми людьми и освящеппымъ соборомъ для выслушанія царской рѣчи, которую царь или произ ­ носилъ самъ, или поручалъ прочесть отъ своего имепи кому-либо изъ ближпихъ людей. Въ этой рѣчи излагалось содержаніе дѣла, предлагавшагося па обсужденіе собора, и мотивы его созвапія, въ заключеніе же предлагалось собору «помыслить накрѣпко и го ­ сударю мысль свою объявить, чтобъ ему, государю, про то про все было извѣстно». На картинѣ и изображено одно такое первое засѣданіе Зем ­ скаго собора. Отсутствіе среди духовенства бѣлаго патріаршаго кло ­ бука свидѣтельствуетъ, что на картинѣ дано изображеніе засѣданія собора изъ первыхъ лѣтъ царствованія царя Михаила, когда еще пе вернулся изъ плѣна отецъ государя, нареченный патріархъ Фи ­ ларетъ. Послѣ царской рѣчи представители земли, откланявшись госу ­ дарю, уходили изъ палаты и для обсужденія дѣла разбивались па «статьи», причемъ пе только па статьи по чипамъ или сословіямъ, но и просто по согласію, кто съ кѣмъ заранѣе соглашался. Поста ­ новленныя такими статьями рѣшенія — «мысли» — записывали, и тогда получалась «сказка», которую представляли государю. Боярская дума и освященный соборъ засѣдали порозпь и отдѣльно другъ отъ друга. Царь присутствовалъ на засѣданіяхъ думы и освященнаго собора. Какъ обсуждалось дѣло каждой изъ «статей» — неизвѣстно, зна ­ емъ только, что «мысль», орѣчи» или «сказки» подавались послѣ того, какъ всѣ «статьи» «мыслили накрѣпко» и «межъ себя говорили». Чтобы дать соборнымъ людямъ возможность лучше и подробнѣе ознакомиться съ дѣломъ, па совѣщаніе о которомъ они были со-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1