Картины по русской истории № 16 1909 г.

картины, которыя очерчивают-ь главнiйш1я изъ реформъ, дают-ь изображе­ нiе новыхъ людей, воваrо быта, воваrо управленiя и указывают-ь ва прiемы реформатора въ его дi;ятельности. (См. картивы 28-35.) , • Времени наслi;дниковъ Петра Великаrо, характеризуемаrо обыквовевво 1 какъ время дворцовыхъ переворотовъ в господство фаворитов'Ь при дворi;­ посвящевы картины 36 и 37. Времени Екатерины П посвящено четыре Rартины (38 -41): ,,Выход1, императриць~ Е1'аmерин:ы Il", ,,В'Ъ .лаtерп, Ьсатерини1-1с1еихъ смdатъ", ,,Дво­ рянское со6ранiе при Екатеринrь Il", ,,Въ ,ср1ьпостной дереон,ь ,сQНца XYIII в.". Картина (42) ,, Вахтпарадъ императора П,:ма 1" характеризуетъ это су.мрачное царствованiе съ его шагистикой и муштровкой. Времени Александра I посвящаются три картины. Первая изображаетъ опредыяющее внi;шнее событiе того времени- 1812 r., рисуя раэоренiе Мос,сви французами (43); вторая характеризуетъ смутное и тяжелое время аракчеевщины, изображая сцену изъ жизни военнuхъ noce.mtiй (44); третья (45), ,,Дe,ca6pttcmu", даетъ изображенiе изъ исторiи протеста против1,, гнета аракчеевщины. Время НиI<олая I характеризуется Rартинами въ трех'Ь направленiяхъ, Rакiя намi;чались въ тогдашней жизни. Это, во-первыхъ, все нивеллирую­ щая и ставящая въ одну шеренгу, под·ь одну фельдфебельскую палку, солдатчина, съ ея балетной муштрой и ярко начищенной амуницiей. (См. карт. 46 - ,,Учmье ре~.рутъ въ Никмаеос,сое вред.11".) Второй чертой Нико­ лаевскаrо времени, во мноrом'Ь являвшейся слi;дствiем'Ь установившаrося режима и господства Rрi;постноrо права, является та общественная непо­ движность и спячка опекаемыхъ блаrодi;телънымъ начальствомъ сред1шх'Ь слоев-ь яаселенiя. Картина (47), изображающая "Городъ Никмаеоскихъ врещнъ", пытается дать внi;шнее изображенiе жизни русскаrо обывателя rixъ временъ, а картина "Балъ въ Москоrь JО•Х'Ъ ~одооъ" (48) рисуеn ri вольно и невольно беззаботно веселыя сторовы тогдашней жизни, въ кото~ рых'Ь почти исключительно выражалась вся ея общественность. Третьей чертой Николаевской эпохи, конечно, будетъ то пробужденiе мысли и стрем­ ленiе къ жизни и свi;ту, котораrо ничто не смогло задавить и которое выразилось въ декабристахъ, Пушкинi;, расцв·l,тi, литературно-научныхъ интересовъ въ Москвi; съ ея университетомъ, около 40-хъ rодовъ, когда гремi;ли по московскимъ rостинымъ споры западниковъ и славянофиловъ, а въ Московскомъ университеri раздавалось вдохновенное слово Т. Н. Гра­ новскаrо. На эту тему и отвi;чаетъ картина (49) ,,Люди 40-х1, ~одовъ". l{артина (50), относящаяся къ моменту осоо6ожденi.я ,срестьянъ, завер­ шаетъ собой пока cepiro картинъ по русской исторiи. Въ распоряж:енiе преподавателя русской исторiи поступаютъ, такимъ образомъ, пятьдесятъ картинъ, изображающихъ важные моменты въ развитiи жизни русскаго народа. Горячимъ желанiемъ издателя, составителя плана и редактора и всiхъ принимавшихъ участiе въ созданiи самых'Ь картинъ было, чтобы онi сослужили свою добрую службу русской школi;, изученiю прошлаrо русской жизни, пробужденiю любви къ тому прошлому; какъ порой ни печально и ни безотрадно оно было, но оно пережилось и, въ концi-концовъ, должно привести •rерезъ плодотворное настоящее I{Ъ доб­ рому и свiтлому будущему, вiрно понять и оц·внить которое безъ знанiя прошлаrо нельзя. • Кромi; этой серiи, нами намi;чено изданiе ряда картинъ, которыя изобра­ жаютъ важн-l,йшiе моменты русской исторiи въ ея связи со внiшними событiями, среди ко-торыхъ совершался пплитическiй ростъ страны и развитiе русской дер:жавы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1