Картины по русской истории. № 17 1909 г.

/ картины, которыя очерчиваютъ rлавн-kйшiя изъ реформъ, даютъ изображе­ нiе новыхъ людей, навага быта, навага управленiя и указываютъ на прiемы реформатора въ его д-вятельности. (См. картины 28-35.) Времени насл-вдниковъ Петра Велш<аго, характеризуемаго обыкновеmю ка1{Ъ время дворцовыхъ переворотовъ и господство фаворитовъ при дворъ­ посвящены картины 36 и 37. Времени Екатерины II посвящено четыре картины (38 - 41): ,,Выходъ , императрицы. Екатерины Il", ,,Въ лаtерп, Екатерининскихъ с,алдатъ", ,,Дво­ рлнское со6ранiе при Екатериип, Il", ,,Въ крп,поспшой деревть конца XVI 11 в.". Картина (42) ,, Вахтпарадъ императора Павла 1" хараюеризуетъ это сумрачное царствованiе съ его шагистикой и муштровкой. Времени Александра I посвящаются три картины. Первая изображаетъ опред-вляющее вн-вшнее событiе того времени- 1812 г., рисуя разоренiе Москвы французами (43); вторая характеризуетъ смутное и тяжелое время аракчеевщины,, изображая сцену изъ жuзни военныхr, поселенiй (44); третья (45), ,,Дека6ристи", даетъ изображенiе изъ исторiи протеста противъ гнета _ аракчеевщины. ~- Время Николая I характеризуется картинами въ трехъ направленiяхъ . какiя нам-вчались въ тогдашней жизни. Это, во-первыхъ, все нивеллирую• щая и ставящая въ одну шеренгу, подъ одну фельдфебельскую палку, солдатчина, съ ея балетной муштрой и ярко начищенной амуницiей. (См. карт. 46 - ,, У•~енье рекрутъ въ Николаевское время".) Второй чертой Нико­ лаевскаго времени, во многомъ являвшейся слiдствi!:МЪ установившагося режима и господства кр-впостного права, является та общественная непо­ движность и спячка опе1<аемыхъ благод-втельнымъ начальствомъ среднихъ слоевъ населенiя. Картина (47), изображающая "Городъ Николаевскихъ временъ", пытается дать внъшнее изображенiе жизни русскаго обывателя тtхъ временъ, а картина "Ба.лъ въ Москвп, JО·хъ ~одобr," (48) рисуетъ тt вольно и невольно беззаботно веселыя стороны тогдашней жизни, въ кото­ рыхъ почти исключительно выражалась вся ея общественность. Третьей чертой Николаевской эпохи, конечно, будетъ то пробужденiе мысли и стрем­ ленiе къ жизни и свiту, котораго ничто не смогло задавить и которое выразилось въ декабристахъ, Пушкинi, расцв-вm литературно-научныхъ интересовъ въ Москв-в съ ея университетомъ, около 40-хъ годовъ, когда 1·рем-вли по московскимъ гостинымъ споры западниковъ и славянофиловъ, а въ Московскомъ университеm раздавалось вдохновенное слово Т. Н. Гра­ новскаго. На эту тему и отвiчаетъ картина (49) ,,Люди 40-хъ ~одовъ". Картина (50), относящаяся къ моменту осво6ожденiя крестмнъ, завер­ шаетъ собой пока серiю картинъ по русской исторiи. Въ распоряженiе преподавателя русской исторiи поступаютъ, такимъ образомъ, пятьдесятъ картинъ, изображающихъ важные моменты въ развитiи жизни русскаго народа. Горячимъ желанiемъ издателя, саставителя плана и редактора и всiхъ принимавшихъ участiе въ созданiи самыхъ картинъ было, чтобы онi сослужили свою добрую службу русской школi, изученiю прош.лаго русской жизни, пробужденiю любви къ тому прошлому; какъ порой ни пеqально и ни безотрадно оно было, но оно пережилось и, въ концi-концовъ, должно привести черезъ плодотворное н~стоящее къ доб­ рому и свiтлому будущему, вiрно понять и оцiнить которое безъ знанiя прошлаго нельзя. Кромi этой серiи, нами намiчено изданiе ряда картинъ, которыя изобра­ жаютъ важн-вйшiе моменты русской исторiи въ ея связи со внiшними событiями, среди которыхъ совершался по.литическiй ростъ страны и развитiе русской державы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1