Картины по русской истории. № 21 1909 г.

картины, которыя очерчиваютъ главнiйшiя изъ реформъ, даютъ изображе• нiе новыхъ людей, новаго быта, новаго управленiя и указываютъ на прiемы реформатора въ его дiятельности. (См. картины 28-35.) Времени наСJiiдниковъ Петра Великаго, характеризу~маго обыкновенно какъ время дворцовыхъ переворотовъ и господство фаворитовъ при дворi­ nосвящены картины 36 и 37. Времени Екатерины II посвящено четыре картины (38 - 41): ,,Выход?> императрицы Екатерини 11", ,,Въ л.а~ерп, Екатерининскихъ сол.dатъ", ,,Два­ рянское со6ранiе при Екатеринп, Il", ,,Въ крппостной деревн,ь к01ща XVI По.". Картина (42) ,, Вахтпарадr, императора Павла 1" характеризуетъ это сумрачное царствованiе съ его шагистикой и муштровкой. Времени Александра I посвящаются три картины. Первая изображаетъ опред{;ляющее вн,J,шнее событiе того времени-1812 г., рисуя ра:юренiе Москви французами (43); вторая характеризуетъ смутное и тяжелое время аракчеевщины, изображая сцену изъ ж1t:ши вотныхъ поселенiй (44); третья (45), ,,Дека6ристи''~ даетъ изображенiе изъ исторiи протеста противъ гнета аракчеевщины. Время Николая I характеризуется картинами въ трехъ направленiяхъ, какiя нам{;чались въ тогдашней жизни. Это, во-первыхъ, все нивеллирую­ щая и ставящая въ одну шеренгу, подъ одну фельдфебельскую палку, солдатчина, съ ея балетной муштрой и ярко начищенной амуницiей. (См. карт. 46 - ,,Ученье рекрутr, и, Никол.аевск0е вре.ш~".) Второй чертой Нико­ лаевскаго времени, во многомъ являвшейся слiдствiемъ установившагося режима и господства крiпостного права, является та общественная непо­ движность и спячка опекаемыхъ благод{;тельнымъ начальствомъ среднихъ слоевъ населенiя. Картина (47), изображающая "Городr, Николаевскttхъ временъ", пытается дать шгl;шнее изображенiе жизни русскаго обывателя rixъ временъ, а картина "Балъ въ Мос1,вп, 30-хъ zодовr," (48) рисуетъ ri вольно и невольно беззаботно веселыя стороны тогдашней жизни, въ кото­ рыхъ почти исключительно выражалась вся ея общественность. Третьей чертой Николаевской эпохи, конечно, будетъ то пробужденiе мысли и стрем­ ленiе къ жизни и св{;ту, котораго ничто не смогло задавить и которое выразилось въ декабристахъ, Пушкинt, расцв{;т{; литературuо-научныхъ интересовъ въ Москв{; съ ея университетомъ, около 40-хъ годовъ, когда грем{;ли по московскимъ гостинымъ споры западниковъ и славянофиловъ, а въ Московскомъ университет{; раздавалось вдохновенное слово Т. Н. Гра­ новскаго. На эту тему и отв{;чаетъ картина (49) ,,Люди 40-хъ tодовъ". Картина (50), относящаяся къ моменту осво6ожденiл крестьянъ, завер­ шаетъ собой пока серiю картинъ по русской исторiи. Въ распоряженiе преподавателя русской исторiи поступаютъ, такимъ образомъ, пятьдесятъ картинъ, изображающихъ важные моменты в1, развитiи жизни русскаго народа. Горячимъ желанiемъ издателя, составителя плана . и редактора и вс{;хъ принимавшихъ участiе въ созданiи самыхъ картинъ было, чтобы ori сосл_ужили свою добрую СJiужбу русской школ{;, изученiю прошлаго русской жизни, пробужденiю любви къ тому прошлому; какъ порой ни пеqально и ни безотрадно оно было, но оно пережилось и, въ концi-концовъ, должно привести черезъ плодотворное настоящее къ доб­ рому и св{;тлому будущему, в{;рно понять и оцtнить которое безъ знанiя прошлаго нельзя. Кром{; этой серiи, нами намtчено изданiе ряда картинъ, которыя изобра­ жаютъ важн{;йшiе моменты русской исторiи въ ея связи со вн,J,шними событiями, среди которыхъ совершался политическiй ростъ страны и развитiе русской державы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1