Картины по русской истории. Вып. 23 1908 г.

ю1рrиllЪ!, которыя 0 1 1ерчиваютъ главн½йшiя и:3ъ рефорА1ъ, даю·м. шзображе нiе 1ювыхъ людей, новаго быта, новаrо управленiя и ую1.зываютъ на прiемu реформатора въ его д·вятельности. (См. картины 28-35.) Времени наслiдниковъ Петра Великаго, характеризуемаго обыкновен:но иакъ время- дворцовыхъ переворотовъ и господство фаворитов'Ь при дворi.­ посвящены картины 36 и 37. Времени Екатерины П посвящено четыре картины (38 -41): ,,Выход1, императриц'Ьl- Е-катерии·ы П", ,,В1, ла1ерп, Е-катериииис1еихъ смоат1,", ,,Дво­ рлнс-кое со6ранiе nptt Екатеринrь Il", ,,В-ъ ир11,постной оеревнп, ко~ща XVIII в.". Картина (42) ,, Вахтпарадъ императора Павл,а !" характеризу.еп это сумрачное царствованiе съ его шагистикой и муштровкой. Времени Александра I посвящаются три картины. Первая изображаеn. опред-вляющее вн-вшнее событiе того времепи- 1812 г., рисуя разоренiе Москвы французами (43); вторая характеризуетъ смутное и тяжелое время аракчеев!ЦИШ,l, изображая сцену иэъ жuзни военпъ~хъ t~осменiй (44); третья (45), ,,Деиа6ристы", даетъ изображенiе изъ исторiи протеста против-ь гнета аракчеевщины. Время Николая I характеризуется картинами: въ трехъ направлеиiях:ь, какiя нам-вчались нъ тогдашней жиsни. Это, во-первыхъ, все нивеллирую­ щая и ставящая въ одну шеренгу, подъ одну фельдфебельскую палку, солдатчина, съ ея балетной муштрой и ярко начищенной амуницiей. (См. карт. 46 - ,,Учены~ рекрут-а бЪ Ни-колаевсиое времл".) В·rорой чертой Нико­ лаевскаго времени, во мноrомъ являвшейся слi:дствiемъ установившаrося режима и господства крi:постного права, является та общественная непо­ движность и спячка опекаемыхъ благодi:тельнымъ начальствомъ среднихъ слоевъ населенiя. Картина (47), изображающая "Городъ Ни-коАаеt1ских1, бpeJ,iem,", пытается дать внi:шнее изображенiе жизни русскаго обывателя т-вхъ временъ, а картина "Балъ въ Мос-квп, JО·хъ ~одоt1ъ" (48) рисуетъ ri вольно и невольно беззаботно веселыя стороны тогдашней жизни, въ кото­ рыхъ почти исключительно выражалась вся ея общественность. Третьей чертой Николаевской эпохи, конечно, будетъ то пробужденiе мысли и стрем­ ленiе къ жизни и св-вту, котораго ничто не смогло задавить и которое выразилось въ декабристахъ, Пушкиd, расцвi:тk литературно-научиы:n интересовъ въ Москв-в съ ея университетомъ, около 40-хъ годовъ, когда rрем-вли по московскимъ rостинымъ споры западниковъ и славянофиловъ, а въ Московскомъ университеri раsдавалось вдохновенное слово Т. Н. Гра­ яовскаго. На эту тему и отв-вчаетъ картина (49) ,,Люди 40-хъ ~одов1,". Картина (50), относящаяся къ моменту осво6ожде-нiя крестьят,, завер­ шаетъ собой пока серiю картинъ по руссr<ой исторiи. Въ распоряженiе преподавателя руссн:ой исторiи поступаютъ, таким',r, образомъ, пятъдесятъ картинъ, изображающихъ важные моменты въ развитiи жизни русскаrо народа. Горячимъ желанiе111ъ иsдателя, составителя плана и редактора и всiхъ принимавшихъ участiе въ созданiи самыхъ картинъ было, чтобы онi.. сослужили свою добрую службу русской: школ-в, изученiю прошла.го русской жизни, пробужденiю любви къ тому прошлому; каю. порой ни печально и ни безотрадно оно было, но оно пережилось и, в-ь концi..-концовъ, дол).l<но привести череsъ плодотворное настоящее К'Ь доб­ рому и свi..тлому будущему, в-врио поня1ъ и оцiнить которое безъ званi11 прошлаго нельзя. Кромi.. этой серiи, намияам-вчено издал.iе ряда к:~р,:инъ, которыя изобра­ жаютъ важdйшiе моменты русской иtторiи въ ея связи со внiшиими ,обыriями, среди которыхъ совершался политическiи росп. стравы и раsвитiе русской державы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1