Картины по русской истории. Вып. 24 1908 г.

-4- Еще вчера были у него отецъ и крестный мальчика и ударили no рукамъ о платt учителю и предметахъ обучепiл. Обо всемъ этомъ составили даже запись, иоторую переписалъ площадной подълчiй, тоrдашniй нотарiусъ. Uъ этой записью учитель и родители ученика моrутъ обратиться въ судъ, если 1по-ппбудь изъ пихъ ве выпол­ нитъ обозначенпыхъ въ записи условШ. Новичекъ молился ва <>бразъ, дtлалъ земной поклопъ учителю, и, вьшувъ изъ-за пазухи 1,расивую рtзпую, костяную илп деревяпную указ1tу, rотuвъ былъ сtсть за ученье. Отецъ еще разъ крестилъ сына, папомипалъ ему <> томъ, чтобы онъ учился хорошенько и внимательпо и почаще прn­ зывалъ « молитв о словно> св. пророка Паума, который наставляетъ на умъ, да святыхъ уrодnиковъ Ifocмy и Дамiапа, скорыхъ послуm­ никовъ и IIомощниковъ во вс'ьхъ mкольпыхъ затрудпенiлхъ. Вчера дома этимъ святымъ служили м:олебепъ, и священпикъ тоже самое rоворилъ повому учепиrrу. Проводивъ до двери родителя новаrо ученюш, учи­ тель обращалъ вним:анiе на тtхъ мальцовъ, которые принесли съ собой горшки каши, увязанпые въ отрtзки доброй матерiп, или по­ лотпа, смотря по зажиточности учащаrося; сверхъ каши были по­ .1Iожеnы деньги tВЪ бумю1ш'Ь) - немпоrо: не какъ плата за учепье, а IШii.Ъ «почесть), даръ. I,ашу припесли, согласно обычаю, Т'Ь уче­ ники, Rоторые кончили изученiе какой-либо школьной премудрости: выучили веt с1шады, отчитали часословъ или псалтырь и т. д. 3а­ бравъ съ каши деньги, учитель усаживался, крестясь, на свое мtсто подъ образами, въ краспоиъ углу, блaroroвtttнo и крестясь разrибалъ одну изъ книrъ, стараясь не щелкать застежками ел пе­ реплета, вздtвалъ на посъ большiе круглые очRи п пачиналъ свое трудное дtло. Древне-русская школа не дtлилась на классы. Уч.еники разныхъ степеней обучепiл сидtли за однимъ столомъ, и учитель запимался съ 1шждымъ по очереди, соедипяя, впрочеиъ, всtхъ шедшихъ вро­ вепь въ одну группу. Прежде друrихъ привлекались къ дtлу !l(}- вич1ш и саиые младшiе ученики. Новичку учитель не безъ пзвtстпоii торжествеШiости вручалъ букварь и застав.1JЯлъ его, поиазывая уиаз­ ноfi, пазывать вслtдъ за coбoJt отд'вльпьш звуки азбуки, имепуя ихъ по тогдашнему азъ, букп, В 'ЬДИ, глаголь и т. д. Пока малышъ не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1