Картины по русской истории. Вып. 24 1908 г.

-5- заучить всt бу1шы паизусть n пе научится безъ запюши, «едипымъ духом:ъ), вы1tладывать всю азбуRу, разбирая отдtльпыя бу1tвы и по­ рознь, ему не nepe:tlти 1tъ слtдующей стуnеIШ - с1tладамъ. У1шзавъ IIoвnчRy нtсRольRо буRвъ, учитель предлагалъ ему долбить па ихъ память, заботливо присматриваясь RЪ разпымъ IIа 1 1ертапiямъ каждой, а са:мъ подзывалъ 1tъ себ·в тtхъ, RTO долбилъ слога. Та.Rихъ было пtс1шльRо. Если RTO изъ пихъ шалилъ, noRa учитель занимался съ НОВПЧRОМЪ, то за это виповный ставился па ROЛ'BIIИ, что являлось довольно милостивымъ naRaзanieмъ въ сравненiи съ плетRой и роз­ гами, Rоторыл висtли на гвоздиR'В подъ pyRoit у учителя. Изуt1авшiе слога хоромъ пачипали твердить, отчеRапивал Rюкдыlt слогъ и на­ зывая Rаждую его букву: бу1ш-азъ - ба, в·вди-азъ - ва, или буюr­ рцы-азъ - бра, глаголь-люди-о - гло и т. д. Слtдующiе по степепи учености мальчи1ш были уже тt, Rоторые читали ~rолитвы при бу1t­ варt или часословъ п псалтырь. Самые старшiе читали дtяпiл апо­ стольсRiл п евангелiе. Эти ученпRи, Rаждый по очереди, сIIачала отбарабаIIивали безъ запиrши вчерашнiй урокъ, а потомъ разбиралп подъ руководствомъ учителя слtдующiл страницы. Учитель сл'вдилъ за чтепiемъ, прерывал, заставляя повторять, добиваясь, чтобы уче­ никъ читалъ безъ запипки, ровпымъ голосомъ, слегка па-расп,:ввъ, cIIe борзяся), т.-е. IIe торопясь, съ толкомъ. По1~ончивъ разборъ новаго, учепикъ возвращался на свое М'всто и твердилъ новый урокъ, стараясь взять его <<па зубо1tъ,>, т.-е. выучить наизусть. Послt этого опъ принимался твердпть ,зады), т.-е. повторять пройденное ранtе, или вооружался гусинымъ перомъ, которое старательно, по у1шзанiю учителя, «очинивалъ> и, ма~tая его въ глиш1ную черпиль­ пицу, припшrался заботливо выводить буквы славяпской азбуRи, списывал пхъ съ «прим-вру>-СЪ прописи, составлепноtt самимъ учп­ телемъ или мастеромъ письменпаго дtла, RаRимъ-пибудь старымъ подълчимъ изъ приказа или зем_ской избы. Ortoлo двtнадцати часовъ дня учеl!-ье въ ш1шл·в пре1tращалось­ и учепикп и учитель отправлялись по дома~rъ об1щать. Посл1, обtда, по обычаю, спали и собирались снова въ шRолу OROJIO двухъ часовъ пополудни. Учебный депь длился еще часа два и преRращался, RaRъ только зазвонлтъ Rъ вечерпt. По знаку учителя шRольники вставалII

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1