Картины по русской истории. №26 1909 г.

Нас'lо.ящее издаиiе картинъ по русской исторiи ставиrь себi; задаqеf дать рядъ изображенiй характерriйшихъ моментовъ культурной жизни Рос­ сiи. опредiл.яющихъ ея историческое развитiе и очерчивающихъ ея прошлый бытъ, какъ его можно себ-k представить на основанiи памятпиковъ прошлаго и научныхъ изслiдованiй старины. Курсъ русской исторiи обычно принято дiлить на четыре большихъ перiода: 1. Кiевская Русь; II. Суздальская Русь; III. Московская Русь; IV. Всероссiйская Русь. Важн-1,йшими уроками въ изложенiи перваго перiода можно считать разсказы: о с.ламнах-ь, преdках-ь русс-ка~о -народа, 061, их-ь тор~омtь, о по• лв.инiи варя~ово и объ ихъ значенiи въ созданiи славяно-русской государ­ ственности, о начамь христiанства на Руси, о судtь, 061, управ.ленiи впчевомъ и 1'ня.жес1'ом-ь въ Руси Кiевскихъ временъ. Семь картинъ на соотвiтствующiя теыы въ предлагаеъюмъ издапiи и ставятъ себi цыью дать живописное художественное изображенiе указанныхъ моментовъ исторической жизни русскаго народа. Въ Суздальскiй перiодъ исторической жизни великорусскаго народа ~1:зученiе его прошлыхъ судебъ бол·ве всего останавливается на внiшне.м;. факri татарскаго нашествiя, приведшаго въ концi-концовъ къ исчезновенi10 самостоятельности !Ожной Руси, вскорi завоеванной Литвой, и на устано­ nленiи на сiверо-востокi удiльнаго строя государственной жизни. На эти темы даются двi картины: ,,Баскаки'' и "Двор-ь удtь.л11на~о ю1,я.зя.". Картины, освiщающiя бытъ Московскаго государства, можно раздi.­ литъ на четыре большихъ группы. Первая и111iетъ задачей показать въ худо• жественно111ъ и юбраженiи государствеnную власть rixъ временъ въ е.я обычномъ каж . .~.одневномъ проявленiи. (См. по списку картины I 1-17.) Ко второй группi картинъ относятся ,-t, которыя даютъ изображенiя мо­ ментовъ жизни трехъ важriйшихъ отдыьныхъ слоевъ общества rixъ вре­ менъ въ ихъ отношенiи къ государству, въ ихъ "службi" государству. (См. карт. 18-22.) Третья группа картинъ имiетъ задачей иллюстрировать тв стороны жизни, которыя въ общежитiи преимущественно называют-ь культурными. (См. карт. 23-25.) Четвертую группу картинъ, относящихся къ исторiи Московскаго государства, составляютъ двi, и111iющiя своей зада­ чей изобразить моменты изъ rixъ двухъ крупныхъ событiй, которыя не только потрясли въ основанiи Московское государство, но наибол-ве ярко за все время его существованiя опред-влили, ч-вмъ оно жило, какой харак• 'Теръ устои его жизни имiли и сколь жизненно прочны они были. Эти событiя, конечно, ,,С,,~ута" и "Расхолъ церкви". Карт. 26 и 27 даютъ харак­ терную сцену изъ исторiи с111утнаго времени и изъ временъ раскола. Картины, относящiяс.я къ двумъ послiднимъ в-вкамъ русской исторiи" не представилось возможнымъ сгруппировать въ такiя же ц-влы1ыя и срав­ нительно полны.я серiи, опредiленно, немногими яркими чертами рисующuа суть жизненныхъ явленiй и быта даннаго времени. Препятствовали этому, съ одной стороны, большая сложность и многообразность явленii1 истори­ •lеской жизни за это время, а съ другой -историческая близость къ нашей современности, своего рода незаконченность развитiя многихъ сторонъ жизш& XVIII и XIX вв. Поэтому пришлось взять для иллюстрацiи характерные для каждаго раздiленiя .моменты иногда болiе внiшняrо, чiмъ внутреяь няго значенiя, но всегда имiя въ виду иллюстрировать не самый фак~ взятый самъ-по-себi, а воспользоваться имъ въ его внутреннемъ с111ыслi­ взять его какъ характерный для данной эпохи, какъ обобщающiй извiстнос. . историческое состоянiе даннаго времени. Вре111я Петра Велика.го, какъ время реформъ, въ результаri полоЖJС,· вшихъ грань между Русью Моск:овской и и.мперiей Всероссiйской и легши~­ въ основу исторической жизuи Россiи, какъ европейс1<ой державы, рису10т;.,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1