Картины по русской истории. №26 1909 г.
Нас'lо.ящее издаиiе картинъ по русской исторiи ставиrь себi; задаqеf дать рядъ изображенiй характерriйшихъ моментовъ культурной жизни Рос сiи. опредiл.яющихъ ея историческое развитiе и очерчивающихъ ея прошлый бытъ, какъ его можно себ-k представить на основанiи памятпиковъ прошлаго и научныхъ изслiдованiй старины. Курсъ русской исторiи обычно принято дiлить на четыре большихъ перiода: 1. Кiевская Русь; II. Суздальская Русь; III. Московская Русь; IV. Всероссiйская Русь. Важн-1,йшими уроками въ изложенiи перваго перiода можно считать разсказы: о с.ламнах-ь, преdках-ь русс-ка~о -народа, 061, их-ь тор~омtь, о по• лв.инiи варя~ово и объ ихъ значенiи въ созданiи славяно-русской государ ственности, о начамь христiанства на Руси, о судtь, 061, управ.ленiи впчевомъ и 1'ня.жес1'ом-ь въ Руси Кiевскихъ временъ. Семь картинъ на соотвiтствующiя теыы въ предлагаеъюмъ издапiи и ставятъ себi цыью дать живописное художественное изображенiе указанныхъ моментовъ исторической жизни русскаго народа. Въ Суздальскiй перiодъ исторической жизни великорусскаго народа ~1:зученiе его прошлыхъ судебъ бол·ве всего останавливается на внiшне.м;. факri татарскаго нашествiя, приведшаго въ концi-концовъ къ исчезновенi10 самостоятельности !Ожной Руси, вскорi завоеванной Литвой, и на устано nленiи на сiверо-востокi удiльнаго строя государственной жизни. На эти темы даются двi картины: ,,Баскаки'' и "Двор-ь удtь.л11на~о ю1,я.зя.". Картины, освiщающiя бытъ Московскаго государства, можно раздi. литъ на четыре большихъ группы. Первая и111iетъ задачей показать въ худо• жественно111ъ и юбраженiи государствеnную власть rixъ временъ въ е.я обычномъ каж . .~.одневномъ проявленiи. (См. по списку картины I 1-17.) Ко второй группi картинъ относятся ,-t, которыя даютъ изображенiя мо ментовъ жизни трехъ важriйшихъ отдыьныхъ слоевъ общества rixъ вре менъ въ ихъ отношенiи къ государству, въ ихъ "службi" государству. (См. карт. 18-22.) Третья группа картинъ имiетъ задачей иллюстрировать тв стороны жизни, которыя въ общежитiи преимущественно называют-ь культурными. (См. карт. 23-25.) Четвертую группу картинъ, относящихся къ исторiи Московскаго государства, составляютъ двi, и111iющiя своей зада чей изобразить моменты изъ rixъ двухъ крупныхъ событiй, которыя не только потрясли въ основанiи Московское государство, но наибол-ве ярко за все время его существованiя опред-влили, ч-вмъ оно жило, какой харак• 'Теръ устои его жизни имiли и сколь жизненно прочны они были. Эти событiя, конечно, ,,С,,~ута" и "Расхолъ церкви". Карт. 26 и 27 даютъ харак терную сцену изъ исторiи с111утнаго времени и изъ временъ раскола. Картины, относящiяс.я къ двумъ послiднимъ в-вкамъ русской исторiи" не представилось возможнымъ сгруппировать въ такiя же ц-влы1ыя и срав нительно полны.я серiи, опредiленно, немногими яркими чертами рисующuа суть жизненныхъ явленiй и быта даннаго времени. Препятствовали этому, съ одной стороны, большая сложность и многообразность явленii1 истори •lеской жизни за это время, а съ другой -историческая близость къ нашей современности, своего рода незаконченность развитiя многихъ сторонъ жизш& XVIII и XIX вв. Поэтому пришлось взять для иллюстрацiи характерные для каждаго раздiленiя .моменты иногда болiе внiшняrо, чiмъ внутреяь няго значенiя, но всегда имiя въ виду иллюстрировать не самый фак~ взятый самъ-по-себi, а воспользоваться имъ въ его внутреннемъ с111ыслi взять его какъ характерный для данной эпохи, какъ обобщающiй извiстнос. . историческое состоянiе даннаго времени. Вре111я Петра Велика.го, какъ время реформъ, въ результаri полоЖJС,· вшихъ грань между Русью Моск:овской и и.мперiей Всероссiйской и легши~ въ основу исторической жизuи Россiи, какъ европейс1<ой державы, рису10т;.,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1