Картины по русской истории. №26 1909 г.

,;артины, которыя оче.рчиваютъ г.11авнtйш1я изъ реформъ, .21.аютъ изображе­ нiе новыхъ .людей, новаго быта, воваго управле1tiя и указываютъ на прiемы реформатор:~ въ его дiяте.льности. (См. картины 28-35.) Времени наслiдниковъ Петра Великаго, характеризуемаго обыкновеmю какъ время дворцовыхъ переворотовъ и господство фаворитовъ при дворъ­ nосвящены картины 36 и 37. Времени Екатерины II посвящено четыре картины (38 -41): ,,Выход1, t~мператрицы Екатерины 11", ,,Въ .ла~ерп, Екатерининскихъ солдатъ", ,,Дво­ рлнс1'ое со6ранiе при Екатери1111, Il", ,,В1, ,срn,постной деревюь конца XVIII в.". Картин:~ (42) ,, Вахтпарадъ uAmepamopa Лама 1" характеризуетъ это сумрачное царствованiе съ его шагистш<0й и муштровкой. Времени Александра I посвящаются три картины. Первая изображаетъ опред-tляющее внiшнее событiе того времени- 1812 г., рисуя разоренiе Москвы французами (43); вторая характеризуетъ смутное и тяжелое время аракчеевщаны, изображая сцену изъ жизни военныхъ поселенiй (44); третья (45), ,,Дека6ристы", даетъ изображенiе изъ исторiи протеста противъ гнета аракчеевщины. Время Николая I характеризуется картинами въ трех» напраn.ленiяхъ, какiя намiчались въ тогдашвей жизни. Это, во-первыхъ, все ниве.ллирую­ щая и ставящая въ одну шеренгу, подъ одну фельдфебельскую палку, солдатчина, съ ея балетной муштрой и ярко начищенной амувицiей. (См. карт. 46 - ,,У•~ены peкp1Jmr. въ Нико,sаевские вреА1.А".) Второй чертой Ник0<­ лаевскаго времени, JIO многомъ являвшейся слiдствiемъ установившагося режима и господства крiшостного права, является та общественная непо­ движность и спячка опекаемыхъ благод-tтельнымъ начальствомъ среднихъ слоевъ насе.ленiя. Картина (47), изображающая "Город;, Ник0.4аевских1, времеиъ", пытается дать вышнее изображенiе жизни русскаго обывателя твхъ временъ, а. картина "БаА'Ъ в-r, · Москвrь JО·Х'Ъ ioдotiъ" (48) рисуетъ тi. вольно и невольно беззаботно веселыя стороны тогдашней жизни, въ кото, рыхъ почти исключительно выражалась вся ея общественность. Третьей чертой Николаевской эпохи, конечно, будетъ то пробужденiе мысли и стре.м­ .пенiе къ жизни я свiту, котораго ничто не смогло задавить и которо~ выразилось въ декабристахъ, Пушкиri, pacцвi:;ri .литературно-научных. ннтересовъ в1..'I Москвi:: съ ея университетомъ, около 40-хъ годовъ, когда гремi.ли по московскимъ гостинымъ споры западниковъ и с.лавянофиловъ, а въ Московскомъ университет-в раздавалось вдохновенное слово Т. Н. Гра­ новскаго. На эту тему и отв·вчаетъ картина (49) ,,Люди 40-х1, wдовъ". Картина (50), относящаяся къ моменту освобожденiЯ, крестьлнъ, завер­ шаетъ собой пока серiю картинъ по русской исторiи. Въ распоряжеи:iе преподавателя русской исторiи поступаютъ, такимъ образомъ, пятьдесяrь картинъ, изображающихъ важные моменты въ развитiи жизни русскаго народа. Горячимъ желанiемъ издателя, составите.ля плана и редактора и всвхъ принимавшихъ участiе въ созданiи самыхъ картинъ было, чтобы онi:: сослужили свою добрую службу русс1{ой школi::, изученiю прошлаго русс1{0Й жизни, пробужденiю любви къ тому прошлому; какъ порой ни печально и аи безотрадно оно было, но оно пережилось и, въ концi::-концовъ, должно привести черезъ плодотворное настоящее къ доб­ рому и свiтлому будущему, в-tрно понять и оц·внить которое безъ знанiя прошлаго нельзя. Кром·l, этой серiи, нами намi:;чено изданiе ряда картинъ, которыя изобра­ ж:1ютъ важн-tйшiе моменты русской исторiи въ ея связи со вышними событiями, среди которыхъ совершался политичес~{iй ростъ страны и развитiе русской державы. ,~ао cao,on,,.. •· а, ••••wcon. • tOnL.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1