Картины по русской истории. № 7 1912 г.

картины, которы,r очерчива1отъ rлавн½йшiл изъ реформъ, даtотъ и~обр:~же· нiе новыхъ людей, новаго быта, новаго управленiя и уr<азъшаютъ n пр!емн реформатора въ его дi;ятельности. (См. картины 28-35.) Времени насл·Iщниковъ Петра Великаrо, характеризуе111аrо обьщновенно какъ время дворцовыхъ переворотовъ и господство фаворитовъ при дворi, посвящены картины 36 и ~7- Времени Екатерины II посвящено •rетыре картины (38-41): ,,Выходъ ttмператрицъt Е1еатерины 11", ,.,В1, Aatepn, Е1еатеринш-1с1сихъ солдатъ'"', ,,Дбо• р.111-1ское со6ранiе при Е1-атеринп, IJ'\ ,,Въ -~.рrьпосптой деревнп, ,сонца XVIJI 8.~. Картина (42) ,, Вахптарадо императора Павла 1" харщтеризуетъ это сумрачное царствованiе съ его шагистикой и .муштровкой. Времени Аледсандра I посвящаются три картины. Первая изображаетъ опредi;ляющее внi;шнее событiе того времени-1812 r., рисуя разоренiе Москвы французаыи (43); вторая характеризуетъ смутное и тяжелое время аракчеевщины, изображал сцену изо жизнп воениwхь посменiй (44); третья (45), ,.,де1еа6ристы", даетъ изображенiе изъ исторiи протеста противъ гнета аракчеевщины. Время Николая I характеризуется картинами въ трехъ направленiяхъ, какiя намiчались въ тогдашней жизни. Это, во-первыхъ, все нивеллирую­ щая и ставящая въ одну шеренгу, подъ одну фельдфебельскую палку, солдатчина, съ ел балетной муштрой и ярко начищенной амуницiей. (Сы. карт. 46- ,,Учени рекрут1, въ Ни1ео.лаевс1сое время".) Второй чертой Нико­ лаевскаго времени, во многомъ являвшейся сл-tдствiемъ установившагося режима и господства кр·l;постного права, являете.я та общественная непо­ движность и спячка опекаемыхъ благодiтельнымъ начальствомъ среднихъ слоевъ населенiя. Картина (47), изображающая "Городо Нико.лаевс1еих-ъ ~ремтъ", пытается дать внiшнее изображенiе жизни русскаrо обывателя тiхъ nременъ, а картина "Ба.А-ъ ~1, Мос,свп, 30-хо ~адово" (48) рпсуетъ тi; вольно и невольно @еззаботно веселыя стороны тогдашней жизни, въ кото­ рыхъ почти исключительно выражалась вся ея общест13енность. Третьей чертой Николаевской эпохи, конечно, будстъ то пробужденiе мысли и стре· мленiе къ жизни и св·sту, котораго ничто не смогло задавить и которое выразилось въ де1{абристахъ, Пушт{инi;, расцвi;тi; литературно-научныхъ интересовъ въ Москвi;, съ ея университетомъ, около 4о-хъ годов., когда rремi.ли по московскимъ rостинымъ споры западниковъ и славянофиловъ, а въ Московскомъ университетi; раздавалось вдохновенное слово Т. Н. Гра• новскаrо. На эту тему и отвi;чаетъ картина (49) ,.,Люди 40-хъ tодовъ". Картина (50), относящаяся къ моменту осво6ождtиiА крестмн11, завер• шаетъ собой пока серiю картинъ по русской исторiи. Въ распоряженiе преподавателя русской исторiи поступаютъ, таким'I. образомъ, пятьдесятъ картинъ, изображающихъ важные моменты въ развитiи жизни русскаrо народа. Горячиыъ желанiемъ издателя, составителя плана и редактора и всiхъ принимавшихъ участiе въ создан:iи самыхъ картинъ было, чтобы онi; сослужили свою добрую службу русс1<ой школi, изученiю прошлаrо русской жизни, пробужденiю любви къ тому прошлому; какъ порой ни печально и ни безотрадно оно было, но оно пережилось и, въ концi-концовъ, должно привести черезъ плодотворное настоящее къ доб­ рому и свiтлому будущему, вiрно понять и оцiшитъ которое безъ знанiя прошлаго нельзя. Кромi; этой серiи, нами намiчено изданiе ряда картинъ, которыя изобра• жаютъ важнiйшiе моменты русской исторiи въ ея св.язи со внi;шними событiями, среди которыхъ совершался политическiй ростъ страны и развитiе руссцой державы. т•ео СКОРОПЕЧ.!. .. ПЕ<IЕНСОН~~

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1