Картины по русской истории. № 30 1912 г.

• -4- оружепiемъ сидtли въ вод':В болtе 9 фут., а глубипа въ устьъ Свири, папримъръ, всего 8 фут., у Шлиссельбурга же - 7 фут. Па ·rакихъ м':Встахъ прпходилось пе толыш разоружать фрегаты, но и разгружать, такъ что иное большое судно проходило че­ резъ мелкiл мtста даже со сплты:ми мачтами. Суда ::1тоrо времени не велшш-длипа ш-1тпдеслти-пушечпыхъ кораблей дос·rигала ,'~О 110 фут. а ширипа-23 фут. Галеры имъли до 89 фут. длипы п до 15 ширины. Галеры былп суда больше вессльпыл, чъмъ паруспыл, и задачей ихъ было пести охрапную и развъдочную службу при эс1шдръ и буксировать парусный флотъ въ безвt1'­ реппое времл. На большихъ галерахъ было до 38 веселъ съ ъ:аждаго борта и обьшповеппо дв':В съемпыл мачты съ 1tосымъ ла­ ·rипс1шмъ парусомъ. На посу, подъ помостоl\1ъ, па ноторомъ во времл бол собирались солдаты, столли три М'Едпыл плтифутовыл пуш1ш. Прислуга при орудiлхъ принрывалась оградой изъ тю­ фш{овъ и старыхъ снастей. Посередипt галлеры шелъ досчатый номос•.r:r,, шириной около 2 футовъ, иазывавшiйся «куршея». На ,)'l'о:мъ помостъ стояли матросы, управллвшiе парусами; опъ же служилъ сообщеиiемъ меж,ду кормой и посомъ судпа . По обоимъ Gортамъ тлпулась сплошиал скамьл-бапк:~, па которой гребцы спали п спд·:Влп въ свободпое времл. Отъ куршеи, П'ЕСI{олы-tо вкось 1-tъ борту, шли башш для rребцовъ. Подъ баюшм:и были ступени, 1-tъ которымъ приковывали л·:Ввую ногу гребца, если опъ былъ преступпи1-tъ, осуждеппый па галеры. Въ 1-topмt устраи­ валось помъщепiе для комапдира п офицеровъ. Гребцы были рабочей силой судпа; опп гребли во время хода па веслахъ, а при плаванiи подъ парусами, пе сходя со своихъ мtстъ, тяпулп н:апаты п спасти, подаваемые пмъ матросмш. Галеры строились очею, леrrш:ми и ходн:ими: въ тихую погоду и при хорошо обу­ чеипыхъ гребцахъ они могли дать ходу до 6 узловъ*) въ часъ. Харат-tтериой особеипос1ъю тогдашней корабельной архи­ тет-tтуры было пзобилiе разв:ыхъ паружныхъ у1tрашепiй. Ръзьба щедро ун:рашала пе ·rолько норму и носъ , но и борта судна петровс1-tихъ времепъ . Обьшиовеппо корма у1-tрашалась rосу­ ;щрственпымъ гербомъ п ал rегорическими фигурами, ю11ъвш:ими отиошенiе 1-tъ :имепи корабля; пазванiю соотвътствовала и по­ совал фигура. Тат-tъ, на кормt 1-tорабля «Полтава» были ръзпыл nллегорическiл фигуры, пзобра.а авшiя поражепiе шведовъ подъ Полтавой . •) 'Узелъ =1¾ версты.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1