Картины по русской истории. № 30 1912 г.
• -4- оружепiемъ сидtли въ вод':В болtе 9 фут., а глубипа въ устьъ Свири, папримъръ, всего 8 фут., у Шлиссельбурга же - 7 фут. Па ·rакихъ м':Встахъ прпходилось пе толыш разоружать фрегаты, но и разгружать, такъ что иное большое судно проходило че резъ мелкiл мtста даже со сплты:ми мачтами. Суда ::1тоrо времени не велшш-длипа ш-1тпдеслти-пушечпыхъ кораблей дос·rигала ,'~О 110 фут. а ширипа-23 фут. Галеры имъли до 89 фут. длипы п до 15 ширины. Галеры былп суда больше вессльпыл, чъмъ паруспыл, и задачей ихъ было пести охрапную и развъдочную службу при эс1шдръ и буксировать парусный флотъ въ безвt1' реппое времл. На большихъ галерахъ было до 38 веселъ съ ъ:аждаго борта и обьшповеппо дв':В съемпыл мачты съ 1tосымъ ла ·rипс1шмъ парусомъ. На посу, подъ помостоl\1ъ, па ноторомъ во времл бол собирались солдаты, столли три М'Едпыл плтифутовыл пуш1ш. Прислуга при орудiлхъ принрывалась оградой изъ тю фш{овъ и старыхъ снастей. Посередипt галлеры шелъ досчатый номос•.r:r,, шириной около 2 футовъ, иазывавшiйся «куршея». На ,)'l'о:мъ помостъ стояли матросы, управллвшiе парусами; опъ же служилъ сообщеиiемъ меж,ду кормой и посомъ судпа . По обоимъ Gортамъ тлпулась сплошиал скамьл-бапк:~, па которой гребцы спали п спд·:Влп въ свободпое времл. Отъ куршеи, П'ЕСI{олы-tо вкось 1-tъ борту, шли башш для rребцовъ. Подъ баюшм:и были ступени, 1-tъ которымъ приковывали л·:Ввую ногу гребца, если опъ былъ преступпи1-tъ, осуждеппый па галеры. Въ 1-topмt устраи валось помъщепiе для комапдира п офицеровъ. Гребцы были рабочей силой судпа; опп гребли во время хода па веслахъ, а при плаванiи подъ парусами, пе сходя со своихъ мtстъ, тяпулп н:апаты п спасти, подаваемые пмъ матросмш. Галеры строились очею, леrrш:ми и ходн:ими: въ тихую погоду и при хорошо обу чеипыхъ гребцахъ они могли дать ходу до 6 узловъ*) въ часъ. Харат-tтериой особеипос1ъю тогдашней корабельной архи тет-tтуры было пзобилiе разв:ыхъ паружныхъ у1tрашепiй. Ръзьба щедро ун:рашала пе ·rолько норму и носъ , но и борта судна петровс1-tихъ времепъ . Обьшиовеппо корма у1-tрашалась rосу ;щрственпымъ гербомъ п ал rегорическими фигурами, ю11ъвш:ими отиошенiе 1-tъ :имепи корабля; пазванiю соотвътствовала и по совал фигура. Тат-tъ, на кормt 1-tорабля «Полтава» были ръзпыл nллегорическiл фигуры, пзобра.а авшiя поражепiе шведовъ подъ Полтавой . •) 'Узелъ =1¾ версты.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1