Картины по русской истории. № 32 1912 г.
к:~ртины, которыя очерчив:~ютъ главнiй:шiя изъ реформъ, даютъ изображе нiе 1ювыхъ людей, новаго быта, новаго управленiя и указываютъ на прiемы реформатора въ его дiзятельности. (См. картины 28-35.) Времени наслi;дниковъ Петра Великаrо, характеризуемаго обыкновенно хакъ время дворцовыхъ переворотовъ и господство фаворитовъ при двор-в, посвящены картины 36 и 37. Времени Екатерины II посвящено четыре картины (38-41): »Вь~хооъ императрици Екатери11,и 11", т,Въ ,1,а1ер1ъ Е1щтер1111,и11,с1сихъ солдат1,u., "Дво рянско~ со6ранiе при Е1'аmершиь П\ »В-ъ 1ерnпостнои дерев-нtь 1<01-ща XVIII б.u.. Картина (42) ,,Вахтпарадr, и.иператора Павла 1" характеризуетъ это сумрачное царствованiе съ его шагистикой и муштровкой .. Времени Александра I посвящаются три картины. Первая изображаетъ опредi;ляющее внi;шнее событiе того времени-1812 г., рисуя разортiе Мосtсвы французами (43); вторая характеризуетъ смутное и тяжелое врем.я аракчеевщины, изображая сцену tJзr, жизнп аоеттхь посмтiй (44); треть.я (45), т,деtса6ристи", даетъ изображенiе изъ исторiи протеста противъ гнета аракчеевщины. Время Николая I характеризуется картинами въ трехъ направленiяхъ, каr<iя намi;чались въ тогд.~шней жизни. Это, во-первыхъ, все нивеллирую ща.я и ставящая в" одну шеренгу, подъ одну фельдфебельсr<ую палку, солдатчина, съ ея балетной муштрой и ярко начищенной амуницiей. (См. карт. 46- ,,У'Чm-ье рекрутъ въ Н111еолаевс1еое время".) Второй чертой Нико лаевскаго времени, во мпогомъ являвшейся слiдствiемъ установившагося режима и господства крiпостного права, являете.я та общественная непо движность и спячка опекаемыхъ благодiтельш,rмъ начальствомъ среднихъ слоевъ населенiя. Картина (47), изображающая "Городъ Ниtсмаевсtсих-ъ t1реJмнъ", пытается дать вн'i:шнее изобра:женiе жизни русскаго обывателя тiхъ временъ, а I<артипа "Ба.41, t1Ъ Мосtсвп, 30-хъ tодовъ" (48) рисуетъ тi вольно и невольно @еззаботно веселыя стороны тогдашней жизни, въ кото рыхъ почти исключительно выражалась вся ея общественность. Третьей чертой Ниr<олаевской эпохи, конечно, будетъ то пробужденiе мысли и стре· мленiе къ жизни и свiту, rютораго ничто не смогло задавить и которое выразилось въ деr~абристахъ, Пушкинi, расцвiзтi литературно-научныхъ интересовъ въ Мосr{в'Б, съ ея университетомъ, около 4о-хъ годовъ, когда греыiзли по московсrщмъ гостинымъ споры западниковъ и славянофиловъ, а въ Московскомъ университет-k раздавалось вдохновенное слово Т. Н. Гра новсr<аго. На эту тему и отв-tчаетъ картина 1 (49) .,,Люди 40-х-ъ tодовъ". Картина (50), относящаяся къ моменту осво6о:нсдеиiА -крест-ь.лн -ъ, завер• шаетъ собой пока серiю картинъ по русской исторiи. Въ распоряженiе преподавателя русской исторiи поступаютъ, такимъ образомъ, пятьдесятъ картинъ, изображающихъ важные моменты въ раэвитiи жизни pyccr<aro народа. Горячимъ желанiемъ издателя, составителя плана и редактора и всi;хъ принимавшихъ участiе въ созданiи самыхъ картинъ было, чтобы онi сослужили свою добрую службу русс1<ой школi;, изученiю прошлаго русской жизни, пробуждепiю любви къ тому прошлому; как.ъ порой ни печально и ни безотрадно оно было, Н() оно пережилось и, въ I<онц-k-концовъ, должно привести черезъ плодотворное настоящее къ доб ро~~у и свiтлому будущему, вiрно понять и оцi.нить которое безъ знанiя прошлаго нельзя. ' Кромi этой серiи, нами намiчено изданiе ряда картинъ, которыя изобра жаютъ важнi;йшiе моменты русской исторiи въ е.я связи со внiшними событiями, среди которыхъ совершался политическiй ростъ страны и развитiе р;~·сскои державы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1