Картины по русской истории № 33 1912 г.

t<арти]W, которtiя очерчи:вают-ь rлавнi.f:шiя изъ реформъ, tаю'I"Ъ изображе­ нiе повыхъ людей, новаго быта, новаго управленiя и указываютъ яа прiемы реформат~ра въ его дiятельности. (См. картины 28-35.) .,,. Времени наслiдниковъ Петра Великаго, характеризуемаrо обыкновенно какъ время дворцовыхъ переворотовъ и господство фаворитовъ при дворi, посвящены -картины 36 и 37. · Времени Екатерины II посвящено четыре картины (38-41): ,,Вь~ходъ императрицы Екатерини 11", .,.,В?> ..tatep'l'Ь Еиатерининских-ъ солдат?> IJ., ,,Дао• р.янское собранiе ·при Екатеринrь II", ,.В-ь крtъпостноа деревнп, конца XVIII в.". .,, \ Картина (42)· 11 Вахтиарадъ щ,тератора Павла 1" характериэуетъ это сумрачное царствованiе съ его шагистикой и муштровкой. Времени Александра I посвящаются три картины. Первая изображает-ь опредiляющеё- внiшнее событiе того времени-1812 г., рисуя разоренiе Москвы французами (43); вторая хараI<теризуетъ смутное и тяжелое время араI<Чеевщины~ изображая сцену изъ жизнп военнwхь посемнiа (44); третья (45), .,.,дека6рцстьt", даетъ изображенiе изъ исторiи протеста противъ гнета аракчеевщины. . Время !{ико:Лая I характеризуется картинами въ трехъ направленiяхъ, каюя намiчались въ тогдашней жизни. Это, во-первыхъ, все нивеллирую- " щая и ставящая B'I. одну шеренгу, подъ одну фельдфебельскую палку, солдатчина, съ ея балетной муштрой и ярко начищенной амуницiей. (См. карт. 46- ,,Y•mtы рекрут-ъ в-ъ Нииолаевское время".) Второй чертой Нико­ лаевскаго времени, во многомъ являвшейся слiдствiемъ установившагося режима и господства крiпостного права, является та общественная непо­ движность и спячка опекаемыхъ благодiтельнымъ начальствомъ среднихъ слоевъ населенiя. Картина (47), изображающая "Городъ Никмаевских'I ,ремен-ъ", пытается дать внiшнее изображенiе жизни русскаго обывателя тt.хъ временъ, а картина "Ба.Аъ б'Ь Москв'l'Ь 30-х-ъ ~одовъ" (48) рисуетъ т-k вольн о и неЬольпо @еззаботно веселы.я стороны тогдашней Ж.\iзни, въ кото­ рыхъ почти исключительно выражалась вся ея общественность. Третьей чертой Николаевской эпохи, конечно, будетъ то пробужденiе мысли и стре· мленiе l{Ъ жизни и свiту, l{Отораго ничто не смогло задавить и которое вырази.лось въ декабристахъ, Пушкинi, расцв·втh литературно-научныхъ интересовъ въ Москвi, съ ея университетомъ, около 4о-хъ годовъ, l{ОГ.11.а гремiли по московским" rрстинымъ споры западниковъ и славянофиловъ, а въ Московскомъ университетi раздавалось вдохновенное слово Т. Н. Гра• новскаго. На эту тему и отвi;чаетъ .картина (49} '()Люди 40-х1, ~одов-ь". Картииа (50), относящаяся r<ъ моменту освобождеиi.я "рестмн-ъ, завер• шаетъ собой пока серiю r<артинъ по русской исторiи. Въ расrrорлженiе преподавателя русской исторiи поступаютъ, таким'Ъ образомъ, пятьдесятъ картинъ, изображающихъ важные моменты въ развитiи жизни русскаго народа. Горячимъ желанiемъ издателя, составителя плана и редактора и всiхъ принимавшихъ участiе въ созданiи самыхъ картин-ь было, чтобы онi сослужили свою добрую службу русской шr<олi, изуqенiю прошлаго русской жизни, пробужденiю любви l{Ъ тому прошлому; какъ порой ни печально и ни безотрадно оно было, но оно пережилось и, въ концi-концовъ, .11.олжно привести черезъ плодотворное настоящее къ доб• роиу и свiтлому будущему, вiрно понять и оцiнить которое беэъ знанi.11 прошлаго нельзя. Кромi этой серiи, наъш намiчено иэданiе ряда картинъ, которыя изобра­ жаютъ важнiйшiе моменты руссl{ОЙ исторiи въ ея связи со вriшними событiями, среди которыхъ совершался. полктическiй ростъ страны и развитiс русс1<ой державы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1