Картины по русской истории. № 38 1912 г.

Настоящее изданiе картинъ по русской исторiи ставптъ себ-в задачей дать рядъ изображенiй хараI<Тернiiйшвхъ , моментовъ культурной жизни Рос• сiи, опред1.ляющихъ ея историческое развитiе и очер•пшающихъ ея прошлый бытъ, какъ его можно себ1; представить на основанiи памятнюювъ nрошлаго и научныхъ изсл·:Вдованiй старины. Курсъ русской исторiи обычно принято дiлитъ на четыре больших" перiода: I. Кiевская Русь; II. СуздалъСl(аЯ Русь; III. Московская Русь; IV. ВсероссiйСl(ая Русь. Важнiйшими уро1<ами въ изложенiи перваго перiода можно считать разсказы: о слам1-1ах11, пред1сахъ русс'КаtО народа, 061, ихъ 111ор1омrь, о 110- яменiи варя~овь и объ ихъ значенiи въ созданiи славяно-русской государ­ ственности, о 1-1ачалrь христiа11ства 11а Руси, о судrь, о6ъ управленiи вrьчевом1, и 1'1tJ1жес1'омъ въ Руси Кiевскихъ временъ. Семь картинъ на соотвiтствующiя темы въ предлагаемом" изданiи и ставятъ себi цiлью дать живописное художественное изображенiе указанныхъ моментовъ исторической жизни русскаго народа. Въ Суздальскiй перiодъ исторической: жизни великорусс1с.1го народа изученiе его прошлыхъ судебъ болiе всего останавливается на внiшнемъ фактi татарскаго нашествiя,приведшаго въ конц-:В-концовъ къ исчезновенiю самостоятельности IОжной Руси, вскорi завоеванной: Литвой, и на устано­ вленiи на сiверо-востокi уд,J,льнаго строя государственной жизни. На э·.си темы даются двi картины: 'f)Бас1'а1'и" и ,,двор11 удrьл:ьна~о 1'1tязл". Картины, осв-:Вщающiя бытъ :Московскаго государства, можно раздi.­ лить на четыре большихъ группы. Первая имiетъ задачей показать въ худо• жественномъ изображенiи государственную власть т·Ъхъ временъ въ ея обычномъ каждодневномъ проявленiи. (См. по списку кар1ины 11-17.) Ко второй группi картинъ относятся rh, которыя даютъ изображен'tя мо­ ментовъ жизни трехъ важнiйшихъ отд·l,льныхъ слоевъ общества тi:;хъ вре­ менъ въ ихъ отношенiи къ государству, въ ихъ 'f)служб·k" государству. (См. карт. 18-22.) Третья группа картинъ имiетъ задачей иллюстрировать тi стороны жизни, которыя въ общежитiи преимуще~твепно называютъ культурными. (См. карт. 23-25.) Четвертую группу картинъ, относящихся къ исторiи Московскаго государства, составляютъ двi, имiющiя своей зада• чей изобразить моменты изъ 1-tхъ двухъ круппыхъ событiй, которыя не только потрясли въ основапiи Мосr<овское государство, но наиболiе ярко за все время его существованiя опредi;лили, чiмъ оно жило, какой хара­ ктеръ устои его жизни ш1iли и сколь жизненно прочны они были. Эти событiя, конечно, ,,Смута• и .Гаскм1, цер1'6и•. Картина 26 и 27 дают·ъ хара­ ктерную сцену изъ исторiи смутяаго времени и изъ времен1. раскола. Картины, относящiяся къ двумъ послiднимъ вiкамъ русской исторiи, не представилось возможнымъ сгруппировать nъ такiя же ц,J,льныя и срав· нительно полныя серiи, опредiленно, немногими яркими чертами рисующiя суть жизненныхъ явленiй и быта даннаго вреыеi,и. Препятствовали этому, С'Ь одной стороны, большая сложность и мноrбобразное1ь явленiи истори· ческой жизни за это время, а съ другой-историческая близость къ нашей совреыенности, своего рода незаконченность развитiя многихъ сторонъ жизни XVIII и XIX вв. Поэтому пришлось взnтъ для иллюстрацiи характерные для каждаго раздiленiя моменты иногда бол+.е внiшняго, чiмъ внутрел­ няго зна•1енiя, но всегда имtя въ виду иллюстрировать не самый фактъ, взятый самъ-по-себi, а воспользоваться имъ въ его внутреннемъ смысл-в­ взять его какъ характерный для данной эпохи, какъ обобщающiй изu Ьстное историческое состоянiе даннаго времени. , Время Петра Великого, какъ время реформъ, въ результат1. положи­ вшихъ грань между Русью Московсн:ой и имперiей Всеросiйсской и легшиха ю. основу историчес.l(ОЙ ~tш Рос~. ха.ка европеikщои державы, рисуют-.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1