Картины по русской истории. № 38 1912 г.

1{,1ртшш, 1<оторыя очертхив1ютъ главнiйшiя изъ реформъ, даютъ изобра.же­ нiе новыхъ людей, новаго быта, новаго управленiя и указываютъ на прiемы реформатора въ его дtятельности. (См. F<артины 28-35.) Времени насл-tдниr<овъ Петра Великаrо, хараюеризуе.маго обын:новенно какъ время дворцовыхъ переворотовъ и господство фаворитовъ при дворi, посвящены картины 36 и '?>7• Времени Е1<атерины II посвящено четыре I<артины (38-41): ,, Вь~ход1, иАtператрицы Екатерины II", .,,В1, .Aatepn, Екатер111щ1щ.их1, солдат 1, tJ., ,,Дво­ рянское сс6ранiе при Ен:атеринп, !!'\ ,,Въ крп,1:остной деревнп, tсонца XVIIJ в.1-L. I{арти:на (42) ,,Вахтпарадо ttмnepamopa Павла ]" характеризуетъ это сумрачное царствованiе съ его шагистшюй и муштровкой. Времени Александра I посвящаются три картины. Первая изображаетъ опредiляющее внiшнее событiе того времени-1812 г., рисуя разоренiе Москви французами (43); вторая характеризуетъ смутное и тяжелое время аракчеевщины, изобр:~жая сцену изъ жиэнп воитwхь поседенiа (44); треть.я (45), r,ден:а6ристы", даетъ изображенiе изъ исторiи протеста противъ гнета ара1<чеевщиuы. Время Николая I хараF<теризуется картинами въ трехъ направленiнхъ, какiя намiчались въ тогд~шней жизни. Это, во-первыхъ, все нивеллирую­ щая и ставящая в·ь одну шеренгу, подъ одну фельдфебельскую палку, солдатчина, съ ея балетной муштрой и ярко начищенной амуницiей. (См. карт. 46- ,,Y•ieiи,e рен:рутъ въ Николаевсн:ое время".) Второй чертой Нико• лаевскаго времени, во мноrомъ являвшейся слi;дствiемъ установившагося режима и господства кр·Iшостного права, является та общественная непо• движность и спяч[{а опекае111ыхъ благод·втельнымъ начальствомъ среднихъ слоевъ населенiя. Картина (47), изображающая "Iород1, Николаевских, ,ремен:ъ", пытается дать внiшшее изображенiе жизни русскаrо обывателя тiхъ ~,ременъ, а картина "Ба-4,1, въ Москв,ь 30-хъ tодовъ" (48) рисуетъ тi вольно и невольно (j)еззаботно веселыя стороны тогдашней жизни, въ кото­ рыхъ почти исключ:ительно выражалась вся ея общественность. Третьей чертой Ниr<олаевской эпохи, конечно, будетъ то пробужденiе мысли и стре· мленiе къ жизни и свiту, котораrо ничто не смогло задавить и которое выразилось въ декабристахъ, Пуш[{инi, расцвiтi литературно-научныхъ интересовъ въ Мос1шi, съ ея университетомъ, около 4о•хъ годов-., когда гремiли по мос1ювскю1ъ rостинымъ споры западниковъ и славянофиловъ, а въ Мос[{овскомъ университетi раздавалось вдохновенное слово Т. Н. Гра­ новскаrо. На эту тему и отвtчаетъ картина (49) .,,Люди 40-хо tодов1,". Картина (50), относящаяся 1<ъ моменту освобожденi.я ирестм1п,, завер­ шаетъ собой пока серiю картинъ по русской исторiи. Въ распоряженiе преподавателя руссF<ой исторiи поступаютъ, такимъ образомъ, пятьдесятъ картинъ, изображающихъ важные ио:менты въ развитiи жизни русскаго народа. Горячимъ желанiемъ издателя, составителя плана и редакrора и вс+,хъ принимавшихъ участiе въ созданiи самыхъ картинъ было, чтобы онi сослужили свою ~обрую службу русской школi, изученiю прошлаго русской жизни, пробужденiю любви къ тому прошлому; какъ порой ни печально и ни безотрадно оно было, но оно пережилось и, въ кшщ·Ь-концовъ, должно привести черезъ плодотворное настоящее къ доб­ рому и свiтлому будущему, вiрно понять и оцiшить которое безъ знанi.я прошлаго нельзя. " Кро:мi этой серiи, нами намiчено изданiе ряда картинъ, которыя изобра­ жаютъ важн·tйшiе моменты русской исторiи въ ея связи со внiшними событiями, среди которыхъ совершался политическiй ростъ страны и развитiе русс1юй державы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1