Картины по русской истории. № 39 1912 г.

Настоящее иэдаniе картю-1·ь rio русской исторrи стаnи·rъ себi задачей дать рядъ изображенiй характерн·kйшихъ моментовъ культурной жизни Рос• сiи, онред-вляющихъ ея историческое развитiе и очерчивающихъ ея прошлый бытъ, какъ его можно себ-в представи ь на основанiи памятниковъ прошлаго и научныхъ изсл-вдованiй старины. Курсъ русской исторiи обычно принято дi;лить на четыре большихъ перiода: I. Кiевская Русь; II. Суздальская Русь; III. Московская Русь; IV. Всероссiйская Русь. Важн-вйшими уроками въ иэложенiи перваго перiода можно считать разсказы: о с,~ав.лнахъ, пред1,ахъ русска~о народа, 061> их1, тор1омп,, о по• лменiи вар.я~овъ и объ ихъ значенiи въ создаюи славяно -руссдо й государ­ ственности, о наttалп, христiанства на Руси, о судп, 061, 1р~равленi11 вп,чевомъ и uн.яжесuомъ въ Руси Кiевскихъ вреыенъ. Семь дартинъ на соотв-втствующiя темы въ предлагаемом. изданiи и ставятъ себ-в цi.лыо д: а.ть живописное художественное изображенiе указанныхъ .иоментовъ историчеси:ой жизни русскаго народа. Въ Суздальскiй перiодъ исторической жизни великорусскаго народа иэученiе его прошлых1. судебъ болiе всего останавливается на вн-вшнем·ь факm татарскаго нашествiя,приведшаго въ конц-в-концовъ къ исчезновенiю самостоятельности IОжной Руси, вскорi. завоеванной Литвой, и на устано­ вленiи на сi;веро-востокi. уд-вльнаго строя государственной жизни. На эти темы даются двi картины: .,,Бас1са1'u" и .,,дворъ удrьльнаю 1'1-tЯз.я". Картины, освi;щающiя бытъ Московскаго государства, можно раэдi­ лить на четыре большихъ группы. Первая им-ветъ задачей показать въ худо• жественномъ иэображенiи: государственную :власть тi.хъ временъ въ ея обычномъ каждодневномъ проявленiи. (См. по списку кар1ины 11-17.) Ко второй групп-в картинъ относятся т-в, которыя даютъ изображеп'iя мо­ ментовъ жизни трехъ важнi.йшихъ отд"Ёльныхъ слоевъ общества т-вхъ вре­ менъ въ ихъ отношенiи къ государству, въ ихъ .,,службi" государству. (См. карт. 18-22.) Третья группа картинъ им-ветъ задачей иллюстрировать т-k стороны жизни, l(оторыя въ общежитiи преимуще~твенно называютъ культурны.ми. (См. 1<арт. 23 -25 .) Четвертую группу картинъ, относящихся къ исторiи Московскаго государства, составляютъ двi, им-вюшiя своей зада• чей: изобразить моменты изъ mхъ двухъ крупныхъ событiй, которыя не только потрясли въ основанiи Московское государство, но наибол½е ярко за все время его существованiя опредiлили, чiмъ оно жило, какой хара­ ктеръ устои его жизни им-вли и сколь жизненно прочны они были. Эти событiя, конечно, , 1 Смута" и • Раскмъ церкt.и •. Картина 26 и 27 дают'Ъ хара· ктерную сцену изъ исторiи смутнаго времени и иэъ времен1о раскола. Картины, относящiяся къ двумъ посл-вднимъ в½камъ русской исторiи, не представилось возможным:ъ сгруппировать въ такiя же ц½льныя и срав­ нительно полныя серiи, опредi.ленно, немногими яркими чертами рисующiя суть жизненных 1, явленiй и быта даннаго времени. Препятствовали этому, съ одной стороны, большая сложность и многообразность явленiй истори­ ческой жизни за это время, а съ другой-историческая близостъ къ нашей совреъ~енности, своего рода незаконченность развитiя многихъ сторонъ жизни XVIII и XIX вв. Поэтому пришлось взят~. для иллюстрацiи характерные для кажд: а.го раздiленi.я моменты иногда бо.лtе внiiшняrо, чi.мъ внутрея­ вяго значенi.я, но всегда им-вя въ виду иллюстрировать не самый фактъ, взятый самъ-по-себi., а воспользоваться имъ въ его внутреннемъ смыслi,­ взять его какъ характерный для данной эпохи, какъ обобщающiй иэвi.стное историческое состоянiе даннаго времени. Bpeu Петра Великого, какъ врем.я реформъ, 'ВЪ рёзультатi; положи­ вmихъ грань между Русью Московской и имперiей Всеросiйсской и лermиx'L B'i основу исторической жизни Россiи 1 как.ъ европейси:ой державы, рисуюn

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1