Картины по русской истории, № 41 1912 г.

J<артнны, I(оторыя очерчиn;tЮТ'Ь главriйшiя изъ реформъ, даютъ изображе­ н:iе н:овыхъ людей, н:оваго быта, поваго управленiя и указываютъ на прiемы реформатора въ его дiятелыюсти. (См. картины 28-35.) Времени наслf,д1ш1<овъ Петра Великаго, характеризуемаго обыкновенно l(акъ время дворцовыхъ переворотовъ и господство фаворитовъ при двор-h, посвящены картины 36 и 37. Времени Екатерины II посвяrцено четыре картины (38-41): ,,Вихоо-ъ u,1тератрици Еиатерин-ы 11", .,,Въ ла11:р1ь Екатерштнскихъ со.лдат1,\ ,,Дво­ рлщкое co6pauie npii Екатеринrь пv., ,.Въ -крtьпостноil деревнtЬ конца XYIII в.11.. I{арти:на (42) ,,Вахтнарадr, импе 1 'Jаmора Павла 1" характеризуетъ это сумрачное царствованiе съ его шагистикой и муштровкой. Времени Александра I посвящаются три картины. Первая изображает-ь опредiляющее вн·вшнее событiе того времени-1812 г., рисуя разоренiе Москвь~ французами (43); вторая характеризуетъ смутное и тяжелое врем.я аракчеевщины, изображая сцену изъ жиэнп воитыхь noce.лиlz'il (44); третья (45), .,,Деuа6рис11н,~", даетъ иsображенiе изъ исторiи протеста противъ гнета аракчеевщины. Время Николая I :х:аrактеризуется картинами въ трехъ направленiяхъ, какiя нам·tчались въ тогд:1.шней жизни. Это, во-первыхъ, все нивеллирую· щая и ставящая въ одну шеренгу, подъ одну фельдфебельскую палку, солдатчина, съ ся балетной муштрой и ярко начищенной амуницiей. (См. карт. 46- ,,Ученье peupyrn1, въ Нt1колаевс~.ое вреш~" .) Второй чертой Нико­ лаевскаго времени, во .многоьtъ являвшейся слiдствiемъ установившагос.я режима и господства кр·lшостного права, является та общественная непо­ движность и спят-ща опсr,аемыхъ благодiтельнымъ начальством. средних1, слоевъ населенiя. Картина (47), изображающая "Городь Нико.лаевсхих'I бремтъ", пытается дать внiшнее изображснiе жизни русскаго обывателя т·tхъ вре.менъ, а 1сартина .,,Ба.«-ь «~ъ Москоп, 30-хъ wдовъ" (48) рисуетъ •r-l; вольно и невольно 0езsаботно веселыя стороны тогдашней жизни, въ кото­ рыхъ почти исключительно выр:~жалась вся ея общественность. Третьей чертой Ншсолаевской эпохи, конечно, будетъ то пробужденiе мысли и стре· мленiе ю, жизни и свiту, I{oтoparo ничто не смогло задавить и которое выразилось въ дека6ристахъ, Пушr-шн-в, расцвiтi литературно-научш,ххъ интересовъ въ Мосюзi, съ ея университетомъ, около 4о-хъ годов1,, когда грем·вли по московск:ш.tъ гостш1ымъ споры западниковъ и с.лавянофиловъ, а въ Московсr,омъ университет·!, раздавалось вдохновенное слово Т. Н. Гра· повсюtго. На эту тему и отвъчаетъ картина (49) .,.,Людu. 40-х1, tоаовъ". I{артииа (50), о·rносящ:~яся къ моменту освобож;ден.iя кресп~ь.1т1,, завер• шаетъ собой пока серiю картинъ по русской исторiи. Въ распоряженiе преподавателя русской исторiи поступаютъ, такимъ обраsомъ, пятьдесятъ картинъ, иsображающихъ важные моменты въ раsвитiи жизни русскаго народа. Горячимъ желанiемъ издателя, составителя плана и редактора и всвхъ принимавшихъ участiе въ соsданiи самыхъ картинъ было, чтобы оп·в сослужили свою добрую службу русской школi, изученiю прошлаго русской жизни, пробуждепiю любви къ том.у прошлому; какъ порой ни печально и ни безотрадно оно было, но оно пережилось и, въ 1юнцi-концовъ, должно привести: череsъ П7IОдотворное настоящее къ доб­ рому и свiтлоll!у будущему, в+,рно понять и оцiнить которое беsъ энанiя прошл:~го нельзя. ' Кромi этой серiи, нами наыiчсно иsданiе ряда карти:нъ, которыя изобра­ ж.~ютъ важн·tишiе моменты русской исторiи въ ея связн со внiшними событiя.ми, среди которыхъ совершалса политическiй ростъ страны и развитiе р)·сс1,о.й дсрж~вы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1