Картины по русской истории. № 5 1908 г.

— 4 это труды женъ и дочерей въ ихъ долгіе зимніе досуги. Одежда, въ общемъ, была одного покроя у богатыхъ и бѣдныхъ, разнообразясь только матеріаломъ и украшеніями. Время, къ которому относится сцепа, изображенная на картинѣ, принято называть кіевскимъ періодомъ нашей исторіи. Въ этомъ періодѣ создавалась русская земля, и въ жизни ея вырабатыва ­ лись тѣ правила жизни, которыми обусловливается отношеніе лю ­ дей другъ къ другу, всѣхъ къ каждому и каждаго ко всѣмъ на основѣ общей пользы и выгоды ради всеобщаго мира и тишины; создавалось, другими словами, право страны, которое прежде всего и больше всего выражается въ судѣ, разбирающемъ тѣ столк ­ новенія отдѣльныхъ лицъ другъ съ другомъ, которыя эти лица не въ силахъ помирить ' своими средствами и обращаются къ силѣ, власть и значеніе которой признаютъ. Пока государства не было, и люди жили отдѣльными родами и племенами, судьей всѣхъ споровъ и разногласій, карателемъ всѣхъ преступленій и проступковъ былъ — въ родѣ — старѣйшина рода, въ племени — старѣйшина племени — одинъ или собща съ наиболѣе старѣйшими главами отдѣльныхъ семей. Этотъ судъ творился па виду у всѣхъ и сводился къ тому, что устанавливалъ вину преступившаго обычаи человѣка и отдавалъ его въ распоряженіе того, кто потерпѣлъ отъ. обиды. Обычай установилъ и степень взысканія съ виновнаго. Если винов ­ ный нанесъ кому-либо матеріальный ущербъ, то долженъ былъ воз ­ мѣстить сдѣланную имъ кражу, потраву, порчу скота или оружія равноцѣннымъ изъ своего запаса; если виновный былъ убійцей, то самъ платилт, жизнью, падая отъ руки родственниковъ убитаго. Такимъ образомъ, въ судѣ древнихъ временъ участвовали и лица, всѣми признаваемыя за судей, и сами судившіеся, потерпѣвшіе, по ­ лучавшіе отъ суда право взыскать свой ущербъ съ обидчика. Когда земли восточныхъ славянъ распались на городовыя области, и въ каждомъ городѣ во главѣ власти стали князья и вѣча, то князь и вѣче сдѣлались источниками суда и расправы. Съ появле ­ ніемъ князей судъ дѣлается даже болѣе княжескимъ, чѣмъ вѣчевымъ. II паша лѣтопись, когда разсказываетъ о призваніи князей, отмѣ ­ чаетъ, какъ главное назначеніе князя, держаніе суда людямъ. «По-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1