Картины по русской истории. № 5 1908 г.

дѣла, какъ святотатство, разводъ и т. п.; во-вторыхъ, пхъ суду подлежали по всѣмъ дѣламъ всѣ люди церковные, т.-е. священники, монахи, клирошане, а также нищіе и врачи. Первые епископы на Руси были иностранцы — греки, не знавшіе русскихъ судебныхъ обычаевъ, а межъ тѣмъ' имъ приходилось су ­ дить по чисто-свѣтскимъ дѣламъ цѣлые разряды людей. Тогда-то вотъ, для свѣдѣнія иностранцевъ-судей, и потребовалось записать судебные обычаи. Первая запись обычныхъ закоповъ была сдѣлана, вѣроятно, уже во времена княженія Ярослава, сына Вла ­ диміра Святого, поэтому эти первые русскіе записанные закопы п называются Ярославовъ судъ или Русская Правда, т.-е. русскій законъ. Съ теченіемъ времени обычай забывался, самыхъ обычаевъ на ­ копилось такъ много, что трудно . стало держать ихъ въ памяти. Тогда и княжескій судъ началъ пользоваться, вѣроятно, записями судебныхъ обычаевъ. Въ дошедшихъ до нашего времени спискахъ Русской Правды, кромѣ записей старинныхъ судебныхъ обычаевъ, находимъ уставы и узаконенія князей кіевскихъ — Ярослава, его сыновей, Владиміра Мономаха. Князья давали свои уставы, когда возникала въ жизни такая потребность, которую въ судебномъ отношеніи нельзя было подве ­ сти пи подъ одинъ обычай. Такъ, напримѣръ, 'сыновья Ярослава отмѣнили кровную месть — обычай, не вязавшійся съ утвердив ­ шимся уже къ тому времени на Руси христіанствомъ. Отмѣнили они также убійство раба за оскорбленіе свободнаго человѣка. Влади ­ міръ Мономахъ далъ уставъ о взиманіи процентовъ по займамъ, болѣе милостивый къ задолжавшимъ. Въ Русской Правдѣ всякое дѣло называется «тяжбой», или «тя ­ жей». Въ настоящее время то лицо, которое что-либо ищетъ на судѣ, которое вчипаетъ дѣло, называется истецъ, а тотъ, противъ котораго искъ направленъ, которое должно отвѣчать по тому, что съ него ищутъ, называется отвѣтчикомъ. Въ кіевское время и то и другое лицо называли истцомъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1