Картины по русской истории. № 5 1908 г.
дѣла, какъ святотатство, разводъ и т. п.; во-вторыхъ, пхъ суду подлежали по всѣмъ дѣламъ всѣ люди церковные, т.-е. священники, монахи, клирошане, а также нищіе и врачи. Первые епископы на Руси были иностранцы — греки, не знавшіе русскихъ судебныхъ обычаевъ, а межъ тѣмъ' имъ приходилось су дить по чисто-свѣтскимъ дѣламъ цѣлые разряды людей. Тогда-то вотъ, для свѣдѣнія иностранцевъ-судей, и потребовалось записать судебные обычаи. Первая запись обычныхъ закоповъ была сдѣлана, вѣроятно, уже во времена княженія Ярослава, сына Вла диміра Святого, поэтому эти первые русскіе записанные закопы п называются Ярославовъ судъ или Русская Правда, т.-е. русскій законъ. Съ теченіемъ времени обычай забывался, самыхъ обычаевъ на копилось такъ много, что трудно . стало держать ихъ въ памяти. Тогда и княжескій судъ началъ пользоваться, вѣроятно, записями судебныхъ обычаевъ. Въ дошедшихъ до нашего времени спискахъ Русской Правды, кромѣ записей старинныхъ судебныхъ обычаевъ, находимъ уставы и узаконенія князей кіевскихъ — Ярослава, его сыновей, Владиміра Мономаха. Князья давали свои уставы, когда возникала въ жизни такая потребность, которую въ судебномъ отношеніи нельзя было подве сти пи подъ одинъ обычай. Такъ, напримѣръ, 'сыновья Ярослава отмѣнили кровную месть — обычай, не вязавшійся съ утвердив шимся уже къ тому времени на Руси христіанствомъ. Отмѣнили они также убійство раба за оскорбленіе свободнаго человѣка. Влади міръ Мономахъ далъ уставъ о взиманіи процентовъ по займамъ, болѣе милостивый къ задолжавшимъ. Въ Русской Правдѣ всякое дѣло называется «тяжбой», или «тя жей». Въ настоящее время то лицо, которое что-либо ищетъ на судѣ, которое вчипаетъ дѣло, называется истецъ, а тотъ, противъ котораго искъ направленъ, которое должно отвѣчать по тому, что съ него ищутъ, называется отвѣтчикомъ. Въ кіевское время и то и другое лицо называли истцомъ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1