Картины по русской истории. № 12 1909 г.

.картины, которыя очерчиваютъ г.11авн-i;йш~я изъ рефорыъ, даютъ изображе· нiе новыхъ лю.l(ей:, новаго быта, новаго управленiя и указываютъ на прiемы реформатора въ его дiятельности. (См. картины 28-35.) Времени наслiдниковъ Петра Великаго, характеризуемаго обыкновенно какъ время дворцовыхъ переворотовъ и господство фаворитовъ при двор-в- посвящены картины 36 и 37. .. Времени Екатерины II посвящено четыре картины (38 - 41): ,,Выходъ ш.тератрицы Екатерины Il", ,,Въ лаzер,ь Б,атерининс1шх1, со.11dатъ", ,,Дво­ рлнс1,ое со6ранiе при Екатер~тrь Il", ,,Въ кр1ьпостной деревнrь конца XVIII в.". . Картин:~ (42) ,, Вахтпарадr, императора Пав.,sа 1" характеризуетъ это сумрачное царствованiе съ его шагист1щой и муштровкой. Времени Александра I посвящаются три картины. Первая изображаетъ опредiляющее вн-tшнее событiе того времени- 1812 г., рисуя раэоренiе Москвы французами, (43); вторая характеризуетъ смутное и тяжелое время аракчеевщины, изображая сцену изъ ж1,1,зни военнихъ поселтiй (44); третья (45), ,,Дека6рttсты", даетъ изображенiе изъ исторiи протеста противъ гнета аракчеевщины. Время Николая I характеризуется картинами въ трехъ направленiяхъ, какiя намiчались въ тогдашней жизни. Это, во-первыхъ, все нивеллирую­ щая и ставящая въ одну шеренгу, подъ одну фельдфебельскую палку, СОJJдатчина, съ ея балетной муштрой и яр!{о начищенной амуницiей. (См. карт. 46 - ,, Учены рекрутъ въ Никмаевскив орим~".) Второй чертой Ник0< лаевскаго времени, rю многомъ являвшейся слiдствiемъ установившагося режима и господства крiпостного права, является та общественная непо­ движность и спяч1<а опекаемыхъ благод-Iпельнымъ начальствоыъ среднихъ слоевъ яаселенiя. Картина (47), изображающая "Города Николаевскихъ оременъ", пытается дать вн·вшнее изображенiе жизни русскаго обывателя rixъ временъ, а картина "Ба,,11, въ Москвrь 30-хъ ~одовь" (48) рисуетъ ri; вольно и невольно беззаботно веселын стороны тогдашней жизни, въ кото, рыхъ почти исключительно выражалась вся ея общественность. Третьей чертой Николаевской эпохи, конечно, будетъ то пробужденiе мыс.11и и стрем­ ленiе къ жизни и свiту, котораго ничто не смогло задавить и которо<: выразилось въ декабристахъ, Пушкинi, pacцвiri литературно-научных" интересовъ въ Москв,J, съ ея университетомъ, около 40-хъ годовъ, когда грем·ми по московскимъ гостинымъ споры западниковъ и славянофиловъ, а въ Мос1ювскомъ университm, раздавалось вдохновенное слово Т. Н. Гра­ новскаго. На эту теыу и отвiчаетъ I<артина (49) ,,Люди 40-хъ ~одов-ь". l<артина (50), относящаяся I<Ъ моменту оаю6ожденiА крест-ьлнъ, завер­ шаетъ собой пока серiю картинъ по русской исторiи. Въ распоря:жеl'Iiе преподавателя русской исторiи поступаютъ, такимъ образомъ, пятьдесятъ картинъ, изображающихъ важные моменты въ развитiи жизни русскаго народа. Горячимъ желанiемъ издателя, составителя плана и реда1<тора и всiхъ принимавшихъ участiе въ созданiи самыхъ I<артинъ было, чтобы он-l, сослужили свою добрую службу русской школi, изученiю прошлаго русской жизни, пробужденiю любви къ тому прошлому; какъ порой ни пе<1ально и ни безотрадно оно было, но оно пережилось и, въ конц·в-конц'Jвъ, должно привести черезъ плодотворное настоящее кь доб­ рому и свiтлому будущему, вiрно попять и оцiнить которое безъ знанiя прошлаго нельзя. Кром,J; этой серiи, нами памiчено изданiе ряда картинъ, которыя изобра­ :жаютъ важн1,йшiе моменты русской исторiи въ ея связи со внiшними соб.ытiями, среди которыхъ совершался полнтическiй ростъ страны и развитiе русщой державы. 'l'-10 с1.о,о;а1.1 , а , •· .111емс:ом-. , •ooua.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1