Картины по русской истории. № 1 1912 г.

картины, которыя очерчив.~ютъ главн½йшiя изъ рефор111ъ, даютъ изображе­ нiе новыхъ людей, новаго быта, новаго управленiя и указываютъ на прiемы реформатора въ его дiятельности. (См. картины 28-35.) Времени наслiдниковъ Петра Велик:аго, характеризуемаго обыкновенно какъ время дпорцовыхъ переворотовъ и господство фаворитовъ при дворi, посвящены картппы 36 и '?,7, Времени Екатерины II посвящено четыре картины (38-41): ,,Вь~ходr, императрuцЫ, E1<,amepu1-1Ы, 11", .,,Въ ла~ерrь E1<,amepm-tu1-1c-кuxъ солдатъ'\ ,,Дво• рянское co6pa1-1ie при Екатерtтrь П", ,,Въ 1.рrьпост11,ой деревнп, конца XVIII в."'. Картина (42) ,,Вахт11арадь и.мператора Паала 1" характеризуетъ это сумрачное царствованiе съ его шагистикой и муштровкой. Времени Александра I посвящаются три картины. Первая изображаетъ опредiляющее вн,J;шнее событiе того времени-1812 г., рисуя разоренiе Мос1свь~ французами (43); вторая характеризуетъ смутное и тяжелое время аракчеевщины, изображая сцену uз3 жиз1-1п вое,тыхь посел,енi1, (44); третья (45), .,,Де1са6ристы", даетъ изображенiе изъ исторiи протеста противъ гнета аракчеевщины. Время Николая I характеризуется картинами въ тр~хъ направленiяхъ, какiя нам1.чались въ тогд:~.шней жизни. Это, во-первыхъ, все нивеллирую· щая и ставящая въ одну шеренгу, подъ одну фельдфебельскую палку, солдатчина, съ ея балетной муштрой и ярко начищенной амуницiей. (С.м. карт. 46- ,,У-ченм ре1<,рут1, въ Нииолаевское время".) Второй чертой Нико­ лаевскаго времени, во многомъ являвшейся слiдствiемъ установившагося ре)Iнша и господства крiпостного права, является та общественная непо­ движность и спячка опекаемыхъ благодiтельнымъ начальствомъ среднихъ слоевъ населенiя. I{артина (47), изображающая "Города Ни-коАае6С1СUХ'Ъ времен-ь", пытается дать внъшнее изображенiе жизни русскаго обывателя тiхъ временъ, а картина "Ба,,4,1, въ Мос1свп, 30-хъ ~одовь" (48) рисуетъ ri вольно и невольно @iеззаботно веселыя стороны тогдашней жизни, въ кота· рыхъ почти исключительно выражалась вся ея общественность. Третьей чертой Нюсолаевской эпохи, конечно, будетъ то nробужденiе мысли и стре· 111ленiе къ жизни и св-tту, котораго ничто не сыогло задавить и которое выразилось въ деr,абристахъ, Пушr{Ипi, pacцn,J;тi; литературно-научныхъ интересовъ въ Мос1щ-t, съ ея университетомъ, около 4о-хъ годовъ, когда гремi;ли по мос1ювсю1мъ гостины-мъ споры западниковъ и славянофиловъ, а въ Москоnскомъ университет-t раздавалось вдохновенное слово Т. Н. Гра­ новсю1го. На эту тему и отв-tчаетъ картина (49) .,,Люди 40-хъ ~одовъ". Картина (50), относящаяся къ .моменту осво6ожденiА ирестьянъ, sавер­ шаетъ собой пока серiю картинъ по русской исторiи. Въ распоряженiе преподавателя русской исторiи поступаютъ, такимъ образо.мъ , пятьдесятъ картинъ, изображающихъ важные моменты въ развитiи жизни русскаго народа. Горячимъ желанiемъ издателя, составителя плана и редактора и всiхъ принимавшихъ участiе въ созданiи самыхъ картин·ь было, чтобы онi; сослужили свою .11.обрую службу русской шr,ол{;, изученiю прошлаго русской жизни, пробужденiю любви къ тому прошлому; какъ порой ни печально и ни безотрадно оно было, но оно пережилось и, въ концi-концовъ, должно привести черезъ плодотворное настоящее къ доб­ ро~1у и свiтлому будущеыу, в-врпо понять и оцiнить которое безъ знанiя прошлаго нельзя. Крам{; этой серiи, нами нам-kчсно изданtе ряда картинъ, которыя изобра· жаютъ важнtйшiе моменты русской исторiи въ ея связи со внiшними событiями, среди 1<оторыхъ совершался политическiй ростъ страны и развитiе русской державы. T•iO СКОl'ОПЕЧ, А, А, ЛЕВЕНСОКЪ 1 ~К"-1,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1