Картины по русской истории. № 2 1912 г.

картины, 1<.оторы,r очерчиваю1"ь tлавпiйшiя пзъ рефоµмъ, даютъ изображе~ нiе новыхъ людей:, новаго быта, новаго управленiя и указываютъ па прiемы реформатора въ его дiятельности. (См. картины 28-35.) Времени наслiдниковъ Петра Великаго, характеризуемаго обыкновенно какъ время дворцовыхъ переворотовъ и господстIЗо фаворитовъ при дворi, посвящены картины 36 и ?,7. Времени Екатерины JI посвящено четыре картины (38-41): ,,В-ыходъ uJrmepanipuцы Екатерины ll", -пВъ ла~ерrь Екатерт-1,111т,ихъ солдатъ''-, ,,Дво­ р.Р.нское со6ранiе npii Е1'аmеритъ ll'\ ,,Въ крrы~остной деревнtь конца XVIII в.'~. Картина (42) ,,Вахт11арадъ u;нnepamopa Паола 1" характеризуетъ это сумрачное царствованiе съ его шагистикой и :муштровкой. Времени Александра I посвящаются три картины . Первая изображаетъ опредiляющее внiшнее событiе того времени-1812 г., рисуя разоренiе Москвы французами (43); вторая характеризуетъ смутное и тяжелое время аракчеевщины, изображая сцену изъ жи:тп военныхь поселенiй (44); третья (45), -пде1са6ристь~ 0 , даетъ изображенiе изъ исторiи протеста противъ гнета аракчеевщины. Время Николая I характеризуется картинами въ трехъ направленiяхъ, ка1,iя намi•1ались въ тог.z::ашней жизни. Это, во-первыхъ, все нивеллирую­ щая и ставящая въ одну шеренгу, подъ одну фельдфебельщую палку, солдатчина, съ ея балетной муштрой и ярко начищенной: амуницiей. (См. карт. 46- ,,:V1-1,енье реuрутъ въ Николаевс1сое вреш~" .) Второй чертой Нико­ лаевскаго времени, во многомъ являвшейся слiдствiемъ установившагося режима и господства крiпостного права, является та общественная непо­ движность и спячка опеr,аемыхъ благодiтельнымъ начальствомъ среднихъ слоевъ населенiя. Картина (47), изображающая "Города Никмаевсюtх-ъ еременъ", пытается дать внiшнее изображенiе жизни русскаго обывателя т·!.хъ временъ, а картина "Ба.А.ъ еъ Москвrь 30-хъ tодовъ" (48) рисуетъ тi вольно и невольно 0еззаботно веселыя стороны тогдашней жизни, въ кото­ рыхъ почти исключительно выражалась вся ея общественность. Третьей чертой Николаевской эпохи, конечно, будстъ то пробужденiе мысли и стре• 111ленiе къ жизни и св·1ту, 1ю·rораго ничто не смогло задавить и которое выразилось въ де1,абристахъ, Пушк:инi, расцвiтi литературно-научныхъ интересовъ въ Москв·1, съ ея университетомъ, около 4о-хъ годовъ, когда гремiли по московскимъ гостинымъ споры западню,овъ и славянофиловъ, а въ Московскомъ университет-в раздавалось вдохновенное слово Т. Н. Гра­ новскаго. На эту тему и отв-tчаетъ картина (49) -пЛюдtt 40-хъ ~одовъ". Картина (50), относящаяся къ моменту осво6ожденiя крестмнъ, завер• шаетъ собой пока серiю картинъ по русской: исторiи. Въ распоряженiе преподавателя русской исторiи поступаютъ, такимъ образо.мъ, пятьдесятъ кзртинъ, изображающихъ важные .моменты въ раsвитiи жизни русскаго народа . Горячимъ желанiемъ издателя, составителя плана и редактора и всiхъ принимавшихъ участiе въ созданiи самыхъ картинъ было, чтобы онi сослужили свою добрую службу русской школ-t, изученiю прошлаго русской жизни, пробужденiю любви къ тому прошлому; какъ порой ни печально и ни безотрадно оно было, но оно пережилось и, въ концi-концовъ, должно привести черезъ плодотворное настоящее къ доб­ рому и свiтлому будущему, в1рно понять и оцiшить которое безъ знанi.я прошлаго нельзя. Кром1 этой серiи, нами нам1чено изданiе ряда картинъ, которыя изобра­ жаютъ важнiйшiе моменты русской исторiи въ ея связи со внiшними событiями, среди которыхъ совершался политическiй ростъ страны и развитiе руссцой державы. T•l/8 СКОРОПЕЧ.А. А. nli8EHC01!'1, 1 МОСЩ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1