Картины по русской истории. № 2 1912 г.
картины, 1<.оторы,r очерчиваю1"ь tлавпiйшiя пзъ рефоµмъ, даютъ изображе~ нiе новыхъ людей:, новаго быта, новаго управленiя и указываютъ па прiемы реформатора въ его дiятельности. (См. картины 28-35.) Времени наслiдниковъ Петра Великаго, характеризуемаго обыкновенно какъ время дворцовыхъ переворотовъ и господстIЗо фаворитовъ при дворi, посвящены картины 36 и ?,7. Времени Екатерины JI посвящено четыре картины (38-41): ,,В-ыходъ uJrmepanipuцы Екатерины ll", -пВъ ла~ерrь Екатерт-1,111т,ихъ солдатъ''-, ,,Дво р.Р.нское со6ранiе npii Е1'аmеритъ ll'\ ,,Въ крrы~остной деревнtь конца XVIII в.'~. Картина (42) ,,Вахт11арадъ u;нnepamopa Паола 1" характеризуетъ это сумрачное царствованiе съ его шагистикой и :муштровкой. Времени Александра I посвящаются три картины . Первая изображаетъ опредiляющее внiшнее событiе того времени-1812 г., рисуя разоренiе Москвы французами (43); вторая характеризуетъ смутное и тяжелое время аракчеевщины, изображая сцену изъ жи:тп военныхь поселенiй (44); третья (45), -пде1са6ристь~ 0 , даетъ изображенiе изъ исторiи протеста противъ гнета аракчеевщины. Время Николая I характеризуется картинами въ трехъ направленiяхъ, ка1,iя намi•1ались въ тог.z::ашней жизни. Это, во-первыхъ, все нивеллирую щая и ставящая въ одну шеренгу, подъ одну фельдфебельщую палку, солдатчина, съ ея балетной муштрой и ярко начищенной: амуницiей. (См. карт. 46- ,,:V1-1,енье реuрутъ въ Николаевс1сое вреш~" .) Второй чертой Нико лаевскаго времени, во многомъ являвшейся слiдствiемъ установившагося режима и господства крiпостного права, является та общественная непо движность и спячка опеr,аемыхъ благодiтельнымъ начальствомъ среднихъ слоевъ населенiя. Картина (47), изображающая "Города Никмаевсюtх-ъ еременъ", пытается дать внiшнее изображенiе жизни русскаго обывателя т·!.хъ временъ, а картина "Ба.А.ъ еъ Москвrь 30-хъ tодовъ" (48) рисуетъ тi вольно и невольно 0еззаботно веселыя стороны тогдашней жизни, въ кото рыхъ почти исключительно выражалась вся ея общественность. Третьей чертой Николаевской эпохи, конечно, будстъ то пробужденiе мысли и стре• 111ленiе къ жизни и св·1ту, 1ю·rораго ничто не смогло задавить и которое выразилось въ де1,абристахъ, Пушк:инi, расцвiтi литературно-научныхъ интересовъ въ Москв·1, съ ея университетомъ, около 4о-хъ годовъ, когда гремiли по московскимъ гостинымъ споры западню,овъ и славянофиловъ, а въ Московскомъ университет-в раздавалось вдохновенное слово Т. Н. Гра новскаго. На эту тему и отв-tчаетъ картина (49) -пЛюдtt 40-хъ ~одовъ". Картина (50), относящаяся къ моменту осво6ожденiя крестмнъ, завер• шаетъ собой пока серiю картинъ по русской: исторiи. Въ распоряженiе преподавателя русской исторiи поступаютъ, такимъ образо.мъ, пятьдесятъ кзртинъ, изображающихъ важные .моменты въ раsвитiи жизни русскаго народа . Горячимъ желанiемъ издателя, составителя плана и редактора и всiхъ принимавшихъ участiе въ созданiи самыхъ картинъ было, чтобы онi сослужили свою добрую службу русской школ-t, изученiю прошлаго русской жизни, пробужденiю любви къ тому прошлому; какъ порой ни печально и ни безотрадно оно было, но оно пережилось и, въ концi-концовъ, должно привести черезъ плодотворное настоящее къ доб рому и свiтлому будущему, в1рно понять и оцiшить которое безъ знанi.я прошлаго нельзя. Кром1 этой серiи, нами нам1чено изданiе ряда картинъ, которыя изобра жаютъ важнiйшiе моменты русской исторiи въ ея связи со внiшними событiями, среди которыхъ совершался политическiй ростъ страны и развитiе руссцой державы. T•l/8 СКОРОПЕЧ.А. А. nli8EHC01!'1, 1 МОСЩ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1