Военно-статистическое обозрение Российской империи

О в ІЦ 1 я 3 А М в Ч А 11 I я О Т Н О С И Т Е Л Ь Н О д о р о г ъ . За исклгочепіемъ шоссе всѣ дороги Тверской губ, содержатся самими сельскими жителями, на которыхъ эта обязанность разла- гается уТздньши дорожными комитетами. Нельзя не замѣтить, что этотъ спо^рбъ сопряженъ съ весьма большими неудобствами. Мно- гіе жители, имѣя свои дорожныя участки въ большомъ удаленіи отъ своихъ деревень, не могутъ наблюдать постоянно за ихъ исправно- стію, теряютъ при каждой починкѣ весьма много времени на пере- ходы, и наконецъ, для избѣжанія прижимокъ, дол;кны привозить съ собою весь .іѣсной матеріалъ. Другіе чинятъ свой участокъ посред- ствомъ подрядчиковъ , которые большею частію берутъ съ нихъ очень дорого, и исправляютъ дорогу какъ нибудь, пользуясь неясно- стію условій, заключаемыхъ съ безграмотными поселянами. Молено полагать, что всѣ дороги пришли бы въ гораздо лучшее состояиіе, если бы жители отбывали свою повинность не натурою, а нлате- жемъ онредѣленнаго денежнаго сбора, и еслибы отвѣтственность за исправность дорогъ лежала на немногихъ лицахъ, назначенныхъ къ то-му самимъ правительствомъ. Лучше другихъ вообще дороги содер- неатся въ уѣз. Новоториескомъ, Рнгевскомъ и Кашинскомъ; хунге въ Б-Ііжецкомъ, частію въ Весьегонскомъ , Вышневолоцкомъ и въ осо- бенности въ Осташковскомъ, гдѣ сама местность представляетъ большія затрудненія , а лштели относительно бѣднѣе иштелей всѣхъ прочихъ уЬздовъ. По причинѣ изобилія лѣса на всѣхъ топкихъ мѣстахъ накладывается по дорогамъ огромное количество Фашиннику и жердей, но рѣдко устронваются надлелгащіе водоспу- ски; чрезъ что образуется родъ плотины, и скопившаяся по сторо- памъ ея вода въ ск0р05Іъ времени уничтожаетъ всю работу. Доро- га большею частію имѣютъ ширину незначительную, и безпрестан- но изменяющуюся, сообразно съ свойствами окрестной мѣстности. Почтовыя дороги и большія торговый тамъ гдѣ нроходятъ по су- ходолу, имѣютъ ширины саж. 30; но по болотамъ, въ селеніяхъ и часто въ лѣсахъ онѣ съуживаются до 10 саж., а иногда и менѣе. Проселочный дороги вообще весьма узки, ширина ихъ рѣдко бы- ваетъ болѣе 3 саж. Состояніе зимнихъ дорогъ еще гораздо болѣе нежели лѣтнихъ зависптъ отъ погоды. Въ постоянную зиму дороги дѣлаются весьма хорошими, особенно же въ мѣстахъ лѣсистыхъ, гдѣ вьюги не такъ сильны, и сверхъ того тамъ, гдѣ проѣздъ не - слишкомъ значителенъ, потому что многочисленные обозы портятъ дороги, и дѣлаютъ ихъ весьма ухабистыми; возка бревенъ также 17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1