Военно-статистическое обозрение Российской империи

I) Ггідротехническіл сооруженія и судоходство по Волгѣ. Въ самыя отдалеиныя едва доступпыя для Исторіи времена Волга служила судоходнымъ путемъ для торговли между среднею Азіеіо и с. в. Европою. На Волгѣ въ то время стояли цвѣтущіе города Атель и Булгаръ, куда съ одной стороиы съѣзжались купцы Новгородскіе и Кіевскіе, а съ другой Нереидскіе, Армянскіе, Араб- скіе и Самаркапдскіе. Безъ сомиѣнія, на верхиихъ частяхъ Волги или па которомъ иибудь изъ притоковъ ея были и Славяііскія тор- І ОВ1.1Я поселепія, по крайней: мѣрѣ, теперь въ уѣздахъ Бѣжецкомъ и Весьегоискомъ, въ особенности по течемііо Мологи, находятся слѣды, намекающіе иа прежнюю населенность и исчезнувшую торговую дѣ- ятелыюсть того края. Могилы Магометаискія, Иидейскія и мно;ке- ство находимыхъ восточныхъ моііетъ IX и X стол, несомніішо до- казываютъ, что тамъ нѣкогда бывало большое стеченіе разпоплемеп- ныхъ торговцевъ, и что .іюбопытное зрѣлище представляемое намъ въ настояш,ее время Нижегородскою ярмаркою, — хотя конечно въ мспьшемъ размѣрѣ, но не чуждо было древшшъ обитателямъ Твер- ской н Ярославской губ. Нашествіе Мопголовъ пололгило совершен- ный конецъ этой обширпой торговлѣ. Волга на иѣсколько столѣтій изъ мирнаго торговаго пути превратилась въ нритоиъ разбойииковъ. Даніе пос.іѣ падепія Царствъ Казанскаго и Астраханскаго верхпе- воложское судоходство не могло придти въ прежнее нвѣтущее со- стояніе, тѣмъ болѣе, что вольный Иовгородъ уніе не существовалъ. Извѣстно по мѣстному нреданію, что при первыхъ царяхъ изъ до- ма Романовыхъ все судоходство по верхней Волгѣ и по Твернѣ ограничивалось несколькими плотами, пзъ которыхъ на каждомъ поме- щалось обыкновенно отъ 150 до 300 кулей хлЬба. Основаніе Петер- бурга и прорытіе Вышиеволоцкихъ каналовъ въ началЬ ХА^Ш стол, вновь оживили верхпе-волжскую торговлю, которая, развиваясь съ каждымъ годомъ болЬе и болЬе, въ настоящее время сосредоточи- ваетъ въ себе торговую дЬятелыіость большей части Имнеріи.—При описаніи р. Волги было уже сказано, что она па всемъ нротяже- пін своего теченія въ Тверскоіі губ. представляетъ весьма значитель- ный нренятствія судоходству, для улучшенія котораго только въ но- веіішее время произведены различный работы. Расчистка каменныхъ ірядъ и построеніе водостесннтельныхъ плотинъ (па что съ 1837 по 1844 г. включительно употреблено было до 135,000 р. с.) устра- нили большую часть нренятствій; несмотря на то осталось еще весьма важное затрудненіе, — это мелководіе реки въ летнее вре-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1