Военно-статистическое обозрение Российской империи

II) Гидротехттескія еооруженія и судоходство на Вытиеволоцкомъ судоходномъ пути (*). Источники р. Тверды, впадающей въ Волгу и принадлежащей такимъ образомъ къ Каспійскому бассейну, до произведенія настоя- щихъ гидротехничеекихъ работъ, находились не дадѣе, какъ в-ь 100 саж. отъ берега р. Цны, принадлежащей къ Балтійскому бассейну. По преданію, еще въ эпоху существованія Новгородской республики, товары съ Волги привозились на лодкахъ вверхъ по Твсрп'Ь до Ни- колы Столбенской пустыни (въ 10 в. отъ г. Вышняго Волочка)і тамъ выгружались, перевозились вышннмъ волокомъ на р. Цпу, и по- тохліъ сплавлялись на плотахъ внизъ по Цнѣ, оз. Мстппу и Мстѣ до самаго Новгорода. При этомъ нерѣдко, для избѣжанія Боровип- кихъ пороговъ, товары еще разъ выгружались, и возились отъ Опе- ченскаго посада до Потерпѣлипъ сухииъ путемъ, что паз. иижішмъ волокомъ. Этотъ способъ сообщенія отчасти сохранялся даже и въ прошломъ столѣтіи, при тогдашнемъ несовершенствѣ искусственнаго водянаго пути. Указомъ отъ 12 Января 1703 г . Петръ Ведикій повелѣлъ прорыть соедиіштельныіі капалъ между Твердою и Циою. Работы производились подъ главпымъ ііадзоромъ сдольника шіязя Гагарина и подъ руководствомъ десяти шлюзныхъ мастеровъ, нарочно выписап- пыхъ для того изъ Голлапдіи. Каналъ, называемый иыпѣ Тверец- кгшъ, кончепъ въ 1708, и идетъ отъ Тверды въ 4 в. ниже ея исто- ковъ къ Цнѣ. Въ 1612 г . построенъ былъ на этомъ каналѣ шлюзъ, Отдѣлявшій воды Цны отъ Тверды. Эти первоначальный работы послужи.іи только къ тому, что то- вары безъ выгрузки мог.іи быть доставляемы съ Тверды на Цну; но судоходство по обѣимъ этимъ рѣкамъ, равно какъ и по Мстѣ, ни- сколько чрезъ то не улучшилось. По мелководію оно могло произ- водиться на всѣхъ этихъ рѣкахъ не иначе, какъ въ продолженіе краткаго времени весенней водополи. Легко было убѣдиться въ не- обходимости устроить па раздѣльномъ пунктѣ водъ, т. е. подлѣ г. Вышняго Волочка, искусственный резервуаръ, посредствомъ котораго можно было бы поперемѣпно питать ту или другую водяную вѣтвь, и достигнуть чрезъ то судоходства хотя и небезпрерывнаго, но по- крайней мѣрѣ удовлетворяющаго потребности Государства. {*) Здѣсь принять историческій способъ описанія, потому что онъ ясно пред- ставляетъ выгоды, ііріобрѣтенныя чрезъ возведеніе каждаго изъ гидротехничеекихъ сооруженій.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1