Военно-статистическое обозрение Российской империи

Co времени моступлепія В7, казну всѣхъ Вышневолоцкихъ гидро- техническихъ соору/кеыій, ва»кнѣйшія усовершенствованія въ нихъ сдѣлапныл заключаются въ сл'Іѵ?уюіп,емъ: 1) При истокѣ Меты изъ оз. Метина построеиъ шлюзъ служащій къ тому, чтобы вода, спу- скаемая изт. Заводскаго резервуара для наполненія оз. Метина, не изливалась изъ него до выпуска барокъ, и могла служить своевре- менно для наводненія Меты. Такъ образова.шсь въ Вышневолоцкомъ бассеннѣ двѣ каморы: верхняя меасду шлюзами Тверскимъ и Цнин- скимъ, н нижняя между Цішііскимъ и Мстинскимъ. 2) Одного нроме- жуточнаго Цтшс к а£о ш.іюза между Тверецкимъ и Мстинскимъ ока- залось иедостаточиыиъ, по весьма зиачите.іьной (1 арш. и 10 верш.) разности Флютбетовъ Тверецкаго и Цнинскаго. Для сбереженія воды, безнолезпо терявшейся въ Цнѣ, построенъ бы.іъ между Тверецкимъ и Дпипскимъ шлюзами такъ назыв. Шандорныи шлюзъ, чрезъ что верхняя камора подраздТілилась еще па двѣ части. 3) Главное вни- ыаніе містиаго начальства постоянно устремляемо было на увеличе- ніе ко.іичества запасной воды, въ особениости же въ Заводскомъ резервуар^. Можно сказать, что въ этомъ отношеніи достигнуто уже до иредѣловъ возможнаго, потому что: во 1-хъ, отклоненіе бочіьшаго чис.іа притоковъ Волги къ Заводскому резервуару иміыо бы вредное вліяніе на состояиіе Верхне-Болжскаго судоходства и во 2-хъ, с.іиш- комъ большое скопленіе запасной воды могло бы угрожать разруше- ніемъ всѣмъ гидротехническимъ сооруягеиіямъ, и даже затопить самый городъ Вышній Волочокъ. Въ настоящее время Заводскій резервуаръ составляетъ искусственное озеро, имѣющее при наиболь- шемъ скопленіи водъ своихъ до 10 кв. в. поверхности и до 17 мил. куб. саж. емкости. Несмотря на это огромное ко.іичество запасной воды, ея все- таки недостаточно для одновременнаго и постояннаго наводненія обѣ- ихъ рѣчпыхъ вѣтвей. Безпрерывнаго судоходства производимо быть не можетъ, и барки, для прохожденія по Тверцѣ и Цнѣ, необходимо должны быть соединяемы въ караваны. Бережливое распоряягеніе во- дою и выгоднѣйшее распредѣ.іеніе всего судоходства на караваны со- ставляетъ весьма трудную и важную задачу для Окруяінаго Правле- нія, тѣмъ болѣе что обстоятельства, на которыхъ основываются всѣ соображенія, измѣняются съ каждымъ годомъ. Послѣ этого краткаго историческаго очерка постепеннаго развитія искусственнаго Вышневолопкаго судоходнаго пути слѣдуетъ описать гидротехническія сооруженія, существующія на немъ въ настоящее время.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1