Военно-статистическое обозрение Российской империи

каріѣ. Чрезх столѣтіе, при Ц. Алексѣѣ Михаиловичѣ, въ соприсут- ствіи Патріарха Иикопа н всего высшаго Россійскаго духовенства, къ которому присоединились нарочно прибывшіе для того въ Москву, Патріархи Александрінскш и Антіохіііскій, созываемы были послѣ- довательио три собора въ 1654, 1655 и 1667 г. г. На этпхъ собо- рахъ определено было исправленіе священныхъ книгъ по древнимъ харатейнымъ греческимъ и славянскимъ, и сверхъ того, отмѣнены постановленія стоглаваго собора, какъ песогласныя съ преданіями первоначальной греческой церкви. Эти измѣиенія произвели соблазнъ въ пепросвѣщеішомъ пародѣ, и съ того только времени возникли старообрядцы, почитающіе всѣ постановленія Никоновскихъ собо- ровъ за искажеціе прежней вѣры, и упорно держащіеся старыхъ об- рядовъ, утверждеііныхъ на стоглавомъ соборѣ. Раскольники, или отступники отъ Православной церкви въ осііов- ныхъ ея догматахъ, появлялись въ Россіи въ разныхъ мѣстахъ и въ различное время еще прежде Патріарха Никона. Хотя возникавшія секты прекращаемы были весьма строгими и часто даже жестокими мѣрами, которыя принимали противъ пихъ Великіе Князья и Цари; но семена расколовъ ос т ались ,—и въ смутныя времена, озпаменовавшія малолѣтство Петра Великаго, разсыпались по всей Россіи. При гоне- нілхъ, воздвигнутыхъ въ то время на старообрядцевъ, умы всѣхъ были взволнованы, и многіе Фанатики стали утвернгдать, что нѣтъ yate ни въ чемъ благодати, ни святыни на землѣ; что всѣ таинства и богослуженіе, совершаемым не по старымъ книгамъ и обрядамъ, тво- рятся во антихриста, а священнослужители суть его предтечи. Такъ образовались толки раскольничьи, произведшіе множество сектъ весьма различествующихъ одна отъ другой религіозными понятіями и обря- дами, но сходныхъ убѣнсденіемъ, что все церковное чиноноложеніе въ настоящее время разрушено, сама церковь осквернена, и следо- вательно всякій освобожденъ отъ повиновенія существующимъ д у - ховнымъ властямъ. Распространителями этихъ раскольническихъ мудр- ствованій были большею частію неграмотные мужики, бабы, дьячки и растриженные попы, которые по невѣжеству своему вѣроятно сами не могли дать себѣ какого нибудь отчета въ ученіи, которое они распространили; тѣмъ менѣе могутъ теперь сдѣлать это ихъ последо- ватели. Изложить съ точностііо понятія каждой секты совершенно невозможно, потому что оне смешиваются одна съ другою; и кроме того, почти каждое раскольничье семейство, и даже часто члены одно- го и того же семейства, различествуютъ между собою въ религіоз- ныхъ мненіяхъ своихъ, принимая ихъ безъ .раэбора изъ разныхъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1