Военно-статистическое обозрение Российской империи

сектъ. Раскольники, тщательно скрываютъ отъ постороннихъ сущ- ность своихъ вѣрованій, и потому чрезъ раснросы нельзя отъ нихъ узнать ничего. Хотя многіе изъ нихъ весьма склонны къ прозелитизму, но увлекаютъ большею частію легковѣрныхъ людей изъ простого класса не убѣждеіііями и не иреніями о нредметахъ вѣры, а выстав- леніемъ своего богатства, которымъ какъ говорятъ они, Богъ награ- дилъ ихъ за то, что дерлсатся правой вѣры. Должно сказать также, что они весьма ловко пользуются всѣмъ, что моніетъ поддержать Фанатизмъ ссктъ: если случится, что какой нибудь раскольникъ под- вергнется законному наказанію, даже за престунленіе совершенно чуждое религіи, то единовѣрцы его спѣшатъ разгласить, что онъ по- страдалъ за истину, и стараются возвесть его въ глазахъ народа на степень мученика. Старообрядцы, которыхъ особенно много живетъ въ Ржевѣ, Тве- ри, Торжкѣ и разсѣянно по разнымъ мѣстамъ, не имѣютъ большаго Фанатизма. Они нолагаютъ, что богослуженіе но стариннымъ кин- •гамъ и съ прежнимп обрядами нріятнѣе Богу, чѣмъ принятое ныні> господствующею церковью, но сохраняютъ должное уваженіе къ ду- ховной іерархіи, имѣютъ своихъ поповъ, которые поставляются на- шими архіереями. Часто въ одномъ и томъ же семействѣ, можно ви- дѣть супруговъ, изъ которыхъ одинъ старообрядецъ, а другой прк- надленгитъ къ Православной церкви, и это не разстроиваетъ ихъ согла- сія. Большею частію строгаго старообрядства придерживаются только старики; молодые же люди, находясь въ отсутствіи изъ своихъ до- мовъ, часто отстаютъ отъ вѣры своихъ отцовъ, и нотомъ снова обра- щаются къ ней. Изъ всего этого видно, что секта старообрядце въ совершенно безвредна и, безъ сомнѣнія, исчезнетъ сама собою съ распространепіемъ нросвѣщенія во всѣхъ классахъ общества. Старообрядцы совершенно покорны мѣстнымъ властямъ, иснол- няютъ безнрекословно всѣ обязанности, возлагаемый на нихъ обще- ственнымъ ихъ положеніемъ; въ торговыхъ нреднріятіяхъ своихъ дѣйствуютъ единодушно, поддерживая другъ друга, и оказывая вза- имную помощь. Это обстоятельство и трезвость ихъ причиною, что дѣла у нихъ идутъ большею частію удачно, на что глядя многіе воображаютъ, что действительно вѣра ихъ особенно угодна Богу. Поповщина заключаотъ въ себѣ множество сектъ, который полу- чили начало въ концѣ ХУІІ и въ прошломъ вѣкѣ; но теперь всѣ онѣ, по крайней мѣрѣ въ Тверской губ., перемѣшались между собою, и представляютъ зрѣлище еще болѣе безобразное, чѣмъ при своемъ 2 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1