Военно-статистическое обозрение Российской империи

невыгода уменьшается чрезъ то, что все пространство, заключаю- щееся по лѣвую сторону Волги въ Тверской и сѣверноіі части Мос- ковской губерніи, заключаетъ въ себѣ болынія болота, затрудияю- щія маневрированія непріятеля. Главпѣйшія дороги, по которымъ онъ можетъ двигаться, кромѣ шоссе, суть торговая дорога въ Воло- коламсііъ и почтовая дорога въ Старицу. Обѣ ііослѣдпія дороги, от- дѣленпыя отъ шоссе обширными болотами, ііаходяпцімпся по тече- нію р. Шоши, удобны для двиніепія войскъ, кромѣ развѣ въ весен- нее время, но сообщенія между ними проселками весьма затрудни- тельны. Всѣ онѣ сходятся съ шоссе въ Твери, и хотя непріятель можетъ направить но нимъ изъ Московской губерніи части войскъ свопхъ, но нельзя сомпѣваться, что главная масса направлена бу- детъ по шосс, какъ но самому прямому и удобному ПУТИ. Волга на означенномъ протяигеніп имѣетъ ширины отъ 80 до 175 саж. , за среднюю можно положить 120 саж.; следовательно эта ширина, позволяющая удобно обстрѣлпвать противуположпый бе- регь картечными выстрѣ.іами, не доставляетъ рѣкѣ значительной си- лы, какъ оборонительной диніи. Относительно топограФІп ея долж- но замѣтить, что ігЬтъ пуиктовъ, которые представляли бы особенно большія удобства для переправы въ сравнспіи съ прочими, по съ другой стороны вездѣ почти переправа можетъ быть произведена съ успѣхомъ. Окрестности рѣки малолѣсиы, 6ej)cra круты въ пемпогихъ только мѣстахъ, командованіе одного берега ігадъ другнмъ почти вездѣ незначительно и весьма часто измѣняется, хотя большею ча- істіо принадлежнтъ правому берегу. Замѣтимъ впрочемь одипъ пунктъ рѣки при д. Боркахъ, находяиіійся па оконечпости описы- ваемой нами дуги, противъ устья Шошп , который во мпогихъ от - ношеніяхъ может'ь имѣть важность. Начиная отъ р. Шоши, шоссе идетъ нравымъ берегомъ Во.іги, въ ипыхъ мѣстахъ подходя къ са- мой рѣкѣ, въ другихъ же удаляясь отъ нея па незначительное раз- стояніе. На протнвупо.шжномъ берегу проходитъ почтовая дорога изъ Твери въ Корчеву, которая хотя и представляетъ въ иныхъ мѣ- стахъ затрудненія для движенія по песчаному свойству грунта свое- го, но содержится довольно въ исправномъ видѣ. Для воспрепят- ствованія обороняющемуся, пользуясь этой дорогой, тревожить дви- жущіяся но щоссе ко.іоішы, (что можетъ онъ сдѣ.іать устроивъ укрѣплеішую перенраву при д. Боркахъ), наступающему необходимо должно овладѣть этимъ селеніемъ, тѣмъ болѣе, что Форсированная переправа въ этомь мѣстѣ можетъ быть произведена съ большимъ удобствомъ. Правый берегъ зпачптельио командуетъ лѣвымъ; рѣка

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1