Военно-статистическое обозрение Российской империи

Волгу, возвышаются до уровня не отъ собствепныхъ своихъ водъ, а приіінмаютъ воду , а вмѣстѣ съ нею и ледъ изъ р. Волги , отчего по этимъ рѣкамъ, при ходѣ весною льда, сначала Волжскій ледъ стре- мится вверхъ по ішмъ противъ ихъ патуральнаго теченія. Это явленіе наиболѣе замѣчается въ pp. ТЕерцѣ, Тьмакѣ и Шошѣ, гдѣ при пе- ресѣченіи тѣхъ рѣкъ дорогами, мостовые устои должны выдержи- вать двойной напоръ, а именно: прежде изъ р. Волги, а нотомъ отъ собственнаго льда этихъ рѣкъ. При такихъ обстоятельствахъ, нахо- дящіеся на этихъ рѣкахъ, и особенно на Волгѣ, суда, претер- пѣваютъ разрушеніе. Для избѣжанія этого порожнія суда становятся, И.1И вновь строятся, въ особыхъ для того устроенныхъ нристаняхъ, выконанныхъ въ берегахъ, съ достаточною оградою отъ стремящаго- ся льда. Значительнѣйшія изъ таковыхъ пристаней находятся на pp. 1'иіати , Вазузѣ и Волгѣ , въ уѣз. Ржевскомъ и Зубцовскомъ, близъ г. Твери и на р. Медвѣдицѣ. По мѣстному расположенію Т. Твери, забиваемыіі изъ Волги въ р. Тьмаку ледъ , при бо.іьшомъ возвыше- ніи горизонта воды, обходилъ городъ и пробирался обратно въ Вол- гу носредствомъ Лазурскихъ ложбинъ и р. Перемѣрки; а какъ чрезъ это повреждались построенные на Московскомъ шоссе чрезъ Лазур- скія ложбины времянные мосты, то и признано удобнѣйшимъ эти овраги на линіи Московскаго шоссе засыпать , нредоставя скопив- шейся, носредствомъ р. Тьмаки, водѣ и льду обраш,аться въ Волгу тѣмъ же путемъ, которымъ вода и .іедъ туда забираются. Замѣчаніе о руслѣ ргьки. Въ мѣстахъ, гдѣ русло рѣки пе- счаное, Волга безпрестанно измѣняетъ свое ложе. Песокъ, приводи- мый въ движеніе стрТ.мленіемъ воды, не уносится далеко, а только перекидывается съ одного мѣста на другое; пока понижается пра- вый бере гъ , лѣвый возвышается, и нотомъ на оборотъ. Явленіе это замечается въ одномъ и томъ же порядкѣ уже несколь- ко десятковъ лѣтъ. Между Тверью и Рыбинскомъ рЬка даже въ возвышенныхъ берегахъ измѣняетъ свое ложе. Замѣтны при- знаки прежняго теченія въ такихъ мѣстахъ, куда теперь даже в е - сещіяя вода вовсе не достигаетъ. При рытіи колодцевъ въ с. Еди- моновѣ , (въ 48 в. отъ Твери внизъ но Волгѣ) , на одинаковой глу- бине съ теперешпимъ дномъ реки , были открыты остатки судовъ , доказывающіе, что когда-то тамъ было судоходство, и что ньшега- пій высокій берегъ постепенно возвышался. Острова. Значительныхъ острововъ по всему теченію Волги въ Тверской губ. не находится. Въ г. Ржеве есть продолговатый узкій островъ, несколько затрудняющій судоходство, ибо къ обоимъ кон-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1