Вышневолоцкая система

мых'Ь сапнымъ иутемъ на Новоторжскую пристань, частчю изъ подвозной изъ Рыбинска шиениды, перемалываемой на ближ- нихъ мельницахъ, а также изъ солоду, изготовленнато на Новоторжекихъ заводахъ, и зерноваго хл1;ба. зимовалаго на Тверц^з. Верхняя часть Тверды имРетъ наде1пе меньше, ч^мъ нижняя, и, находясь с^верн^е Тверской пристани, освобож- дается отъ льда несколькими днями позже остальной части Тверды ниже устья Осуги и г. Торжка; поэтому Новоторж- ск1я барки, не смйя, отъ сильной прибыли и быстроты Осуг- ской воды, пуститься въ путь тотчасъ после вскрыт1я реки, выжидали, пока ледъ пройдетъ, и съ попижшпемъ первыхъ весеннихъ водъ быстрота уменьшится, а бечевнпкъ сделается удобонроходимымъ. Отъ этихъ причинъ Новоторжсктй кара- ванъ отваливалъ неделею, иногда двумя позже Солпепскаго; такъ что первыя барки идущихъ сзади Тверскаго и Верхне- волжскаго караваповъ догоняли Новоторжсшй караванъ. Если Новоторжсхпй тсараванъ, при входе въ Вышневолоц- Kie каналы, егце заставалъ все шлюзы, по случаю водополья, открытыми, то безпрепятственно проходилъ въ Мету и плылъ въ следъ за Солпенскими барками. Чагце бывало, что къ приходу Ыовоторжскаго каравана въ ВышнВьВолочекъ, ЛГстин- скш шлюзъ уже въ запоре; тогда караванъ выжидалъ въ Во- лочке скопа Твередкихъ и Верхиеволжскихъ барокъ и вме- сте съ ними проходилъ пороги, уже съ помощью резервныхъ водъ. Тверской караванъ отпрмллжа вследъ за Новоторжскимъ. Его составляли суда, грузившгяся въ Твери и ниже ея ио Волге до устья р. Шоши. Караванъ этотъ заключалъ въ себе отъ 350 до 400 ба- рокъ съ мукою, овсомъ, крупою, саломъ, ыасломъ и иногда съ пенькою, и грузился съ осадкою въ воде 15 вершковъ. Тверской караванъ, по вскрытш рекъ, ожидалъ на Твер- ской пристани, пока весенн1я высотая воды, возвышающ1яся при устье Тверды до 5 саженъ, не понизятся до 2 саж.; такъ какъ только при этомъ горизонте воды открывается возмонг- ность къ свободному проходу по бечевнику коноводских'ь ло- шадей. Караванъ этотъ часто успевалъ присоединяться къ Новоторжскому каравану. Если Тверской караванъ, по слу- чаю продолжительныхъ притоковъ, заставалъ Мстинск1й ш.люзъ въ отпоре, то, не останавливаясь, продолжали ходъ вследъ за Ыовоторягскимъ караваномъ и спускался за нимъ черезъ по-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1