Отчет о съезде учительниц семинарок

различный характеръ, но оно всегда и везд'Ь гарионируетъ съ потребностями даннаго времени, всегда и везд'Ь школа даетъ то, чего требуетъ жизнь, такъ какъ и само образоваше есть одно изъ проявлен1й жизни. Образован1е на Руси возникаетъ на первыхъ же иорахъ исторической жизни Русскаго народа. Школа возникла у нась BHtcTii и рядомъ съ церковью; она и учила тому, что нужно было для церкви: она готовила для церкви чтецовъ и п'Ьвцовъ церков ныхъ. Но это лишь внешняя сторона тогдашней школы и тогдашняго обра- зовашя: и церковь, и школа служили тогда проводниками выошихъ духов- ныхъ идеаловъ среди грубаго языческаго общества; и церковь, и школа проти- вопоставляли грубой физической сил^ силу духовную и наглядно убеждали въ преимуществахъ последней передъ первою. Впереди этого просв'Ьтительнаго движен1я выражателяии и главными деятелями его были лучш1е люди того времени—Владим1ръ Святой, Ярославъ Мудрый, ясно и правильно сознавиие задачу своего Времени. Услов1я для усп-Ьшнаго развитая этого движешя были въ высшей степени благопр1ятны: и государство, и церковь, и школа шли рука объ руку, цресл-Ьдуя одну и ту же жизненную ц-бль. Молодое общество не только не оказало упорства и сильнаго сопротивлен1я къ усвоен1ю просвЬ щен1я, но, в'Ьря въ авторитетъ своихъ лучшихъ представителей, оказалось способныиъ и воспр1имчивымъ къ формамъ духовной жизни. Рядомъ съ лите- ратурою церковною возникаетъ и кр^пнетъ литература светская. Все об'Ь- щаетъ спокойный, пышный расцв'Ьтъ. «Но судьба судила иначе. Русь должна была окрепнуть не въ спокойномъ и мирномъ развиНи своихъ силъ, а въ страдан1яхъ, въ б1>дств1яхъ; pyccKiM челов'Ькъ закалялся въ отреченш отъ своихъ личныхъ правъ... «Уд^львыя распри князей и ужасы татарской неволи остановили мирное течен1е жизни, поворотили въ другую сторону духовное ра8вит1е народа. На- стоящая жизнь казалась человеку лишь тяжедымъ ярмомъ, въ ней царили лишь б'Ьдств1а; для мирной жизни духа представляла удобства только пу- стыня... и челов'Ёкъ б'Ёжалъ отъ жизни, старался укрыться отъ нея... Го- сударство было въ опасности; въ опасности были и народность, и все, ч'Ьмъ челов'Ькъ бол^е всего дорожитъ, что считаетъ неотъемлемо своижъ, безъ чего не мыслитъ и самое свое существован1е. Для спасен1я этихъ сокро- вищъ государство и вся жизнь требовали отъ aenoBtKa самоотречен1я, при- несен1я личныхъ трудовъ на жертву бол^е высшимъ благамъ. И руссшй че- лов'Ькъ принесъ эту жертву. Только вЬра и чаян1е новыхъ небесъ утЬшади человЬка наступлен1емъ грядущей правды и лучшей жизни: только церковная грамота, только церковное просвЬщен1е гармонировали съ этой жизнью и удовлетворяли потребностямъ ея—только здЬсь могъ найти падающ!й подъ своимъ крестоиъ русскШ человЬкъ отдыхъ для души, утолен1е болЬзней сердца, силы для дальнЬйшаго совершешя своего подвига; и никакого дру-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1