Отчет о съезде учительниц семинарок

гаго просв'Ьщетя не могло и быть для подневольнаго русского человека. И для народа беакрнечно дологъ былъ этотъ перщъ, и долго простой народъ нуждался лишь въ одномъ церковномъ просв^щенш: такъ было до Царя Освободителя. «Велик1й Царь освободилъ кр^поствыя души, даровавъ имъ свободу: под- невольные люди сделались свободными и равноправными гражданами; имъ н^тъ уже бол^е необходимости отрекаться огъ жизни, сама уже жизнь является къ нимъ съ новыми запросами и требуетъ отъ новыхъ гражданъ, для ихъ личнаго блага, блага общественнаго и государственнаго, и знашй, и развитая, и уменья пользоваться дарованными правами; какъ результатъ новыхъ услов1й жизни нарождаются въ народа, рядомъ съ прежними рели- г1озными потребностями, и новыя потребности духовныя, экономичесмя, граждансшя. Для удовдетворен1я этихъ потребностей, возникаетъ «новая» школа, которая широко раздвигаетъ рамки программы прежней церковной школы. Переворотъ въ жизни русского народа совершился по вол1; Великаго Монарха, и формы для удовлетворен1я духовныхъ и другихъ потребностей жизни народной не могли выработаться сами собою посл'Ьдовате.льно и посте- пенно: народъ, по опытамъ преашей жизни, зналъ лишь одну форму—цер- ковную школу; образованные слои общества понимали, что одна церковная грамота не отв'Ьтитъ уже бол-Ье всЬмъ новымъ потребностямъ жизни, они знали и видели образцы школъ у другихъ свободныхъ европейскихъ народовъ, и выборъ безъ всякихъ колебанШ долженъ былъ пасть на формы Европейской школы. Иностранная школа стала пересаживаться на русскую почву. Наступаетъ время безусловного и нередко безотчетного поклонен1я иностраннымъ образцамъ; увлечен1е въ нодражанш, какъ это и всегда бы- ваетъ, переходитъ должпыя границы, и вместо заимствован1я и усвоен1я сущности д^^ла, вместо разумного nsMiHCHia заимствованнаго, въ зависи- мости отъ данныхъ услов1й м^ста и времени, подражан1е переходитъ въ раб- ское поклоненье формЬ, поклонен1е методу, пр1ему преподаван1я. Въ царств'Ь методики забыто былой главное жизненное существо школы, ея содержан1е, забыта была и жизнь, съ ея неумолимыми требован1ами и законами, даже забыты были и т'Ь потребности, для удовлетворен1я которыхъ школа и воз- никла . Но увлечете методикой и пр1емами въ ущербъ самому существу д'йла, забвен1е требован1й жизни не могло быть, само собою разумеется, долго- вечнымъ, и время это уже миновало. Но мы не бросимъ оскорбительного порицан1я д'Ьятелямъ этого пер1ода методическихъ увдечен1й: они делали лишь то, чего требовала отъ нихъ историческая необходимость жизни, они были лишь исполнителями этихъ велеи1й жизни; мыскажемъимъ спасибо за то, что они дали намъ, и отъ насъ уже самихъ зависитъ выбрать изъ всего предложеннаго действительно нужное для насъ и действительно пригодное

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1