Отчет о съезде учительниц семинарок

и восполнить, если будетъ необходимо, недостающее. Вотъ это то и состав- ляетъ задачу и современной намъ педагогической литератур5д, и живой со- временной школы народной, задачу, въ разр^Ьшенш которой долженъ при- нять посильное участ1е и нашъ настоящ1й Съ'Ьздъ. Онъ долженъ посильно разъяснить вопросъ: какъ поставить народную школу такъ, чтобы она дей- ствительно была бы живымъ организиомъ, тесно связаннымъ съ окружаю- щей жизнш, чтобы она действительно отвечала потребностямъ даннаго места и даннаго времени? Отъ того или другаго решен1я этого вопроса цедикомъ зависитъ существоваше народной школы въ настоящемъ, ея ростъ и распро- страненш въ будущемъ; отъ .этого же зависятъ радость и горе народного учителя, служащего деду по призван1ю. И теперь еще государство такъ за- нято и стеснено решен1емъ различныхъ вопросовъ, что не можетъ щедрою рукою уделять изъ своихъ средствъ на народное обра8ован1е, и для земства это дело составляетъ предметъ не первостепенной важности;будемъ верить, что не переведутся на Руси святые люди, для которыхъ народное образован1е такъ же близко, какъ образоваше своихъ собственныхъ детей; но все-же главная и единственно крепкая, единственно верная надежда въ этомъ деле на народъ, и только онъ одинъ, взявшись за это дело, подниметъ и выне- сетъ его, и распространитъ, и упрочитъ его. Полюбитъ народъ школу,—иай- детъ для нея и средства. Самымъ ужаснымъвъ положенш народнаго учителя я считаю не скудность жизненной обстановки, не недостатокъ натер1альныхъ средствъ, не те лишен1я и невзгоды, съ которыми приходится бороться на- родному учителю, —я считаю истинно трагичнымъ въ положен1и народнаго учителя то, что его не принимаетъ народъ, не ценитъ и вовсе не прпзнаетъ его услугъ, ставитъ ни во что его жертвы. ,. Но, слава Богу, время это уже проходитъ! «Кроме выясненной мною основной задачи современной русской школы, нашъ Съездъ призванъ исполнить и некоторый обязанности, налагаемый на насъ прошлымъ той учительской шкоды, которая дала всемъ вамъ воспи- Tanie и образован1е. Школа П. П. Максимовича одна изъ техъ немногихъ, кои обязаны своимъ существован1емъ частной инищативе и частной под- держке. Много было нужно иметь учредителямъ и руководителямъ этой школы силы и энерг1и, много нужно было иметь любви КЪ делу и веры въ его святость, чтобы сберечь школу, не смотря ни на что, развить и укрепить ее и вести ее по пути къ совершенству. На счастье школы, въ ней никогда не переводились деятели, честно исполняющ1е добровольно ими принятыя на себя обязанности, безкорыстно, для общаго блага, служащ1е святому делу. Все они, труженики школы, ждутъ теперь отъ васъ отчета въ вашей дея- тельности, ждутъ отъ васъ услышать оправдаше своимъ чаян1ямъ и ожи- дан1ямъ. >

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1