Отчет о съезде учительниц семинарок

его, заставляла ихъ также самихъ придумывать приигЬры на сообщенное имъ правило. Такъ какъ ученики средняго отд'6лен1я почти совсЬмъ не ум^ли писать подъ диктовку, то въ первое полугод1е пришлось вести съ ними диктантъ такъ-же, какъ и съ звуковиками, д'Ьля каждое слово на слоги и звуки, и проходить T t e самыя правила. Во второе полугод1е, когда уже можно было вести съ ними диктантъ, не д'Ьля каждое слово на слоги и звуки, я стала подготовлять ихъ къ разбору. Сначала я выяснила, что есть предметъ. Для этого я спросила д^тей, как1е предметы они знаютъ, и заставляла на- зывать разные предметы. Когда Д 'Ьти перечислили много предметовъ, то, съ моей помощью, вывели заключеше, что предметомъ называется все то, что мы можемъ брать въ руки или видеть, слышать и понимать умомъ. Посл^ этого нйсколькихъ учениковъ заставила повторить, что есть предметъ, и назвать по нескольку предметовъ, относящихся, напр. къ т'Ьмъ, которые можемъ толь- ко слышать или только понимать умомъ, напр. пйсня, плачъ, coBteb, умъ. Когда Д 'Ьти хорошо поняли и запомнили, что есть предметъ, я, путемъ наводящихъ вонросовъ, выяснила имъ различ1е предмета отъ его назвашя. Во время диктантовъ и при чтен1и заставляла дЬтей примЬнять преподанное имъ объяснеше. Диктовала предложен1я и заставляла учениковъ самихъ придумывать по нЬскольку^нримЬровъ и каждый разъ спрашивала, о какомъ нредметЬ го- ворится въ этихъ предложешяхъ и есть ли тутъ самъ предметъ. Такимъ образомъ дЬти вполнЬ убЬдились, что, дЬйствительно, въ пред- дожен1яхъ (устныхъ и выраженныхъ письменно) мы дЬйствуемъ не съ самимъ предметомъ, а съ именемъ его. ЗатЬмъ, чтобы выяснить, что есть мысль, я сказала; «Не правда-ли, дЬти, что прежде чЬмъ сказать что-нибудь опредметЬ, мы подумаемъ? То, что мы думаемъ о предметЬ, есть мысль, а когда мы свою мысль скажемъ другимъ, то эта сказанная мысль будетъ нредложен1емъ; ученики съ моею помощью вывели, что преддожен1емъ называется всякая мысль о предметЬ, высказанная словами. При слЬдующихъ диктантахъ ученики, конечно, повторяли все, ранЬе сообщенное имъ. Когда дЬти узнали, что есть предметъ, мысль и предложе- жеше, я стала нр1учать ихъ понимать значете каждаго слова въ предложе- н1и. Для этого я поступила такъ: одного изъ учениковъ заставляла прочесть первое преддожеше, напр. «Мальчикъ учитъ урокъ». Другого спрашивала; о какомъ предметЬ мы подумали и сказали въ этомъ предложенш?»—«О маль- чикЬ>.-—Что же означаетъ слово—мальчикъ?—«Это слово означаетъ имя предмета». Потомъ спросила: что мы подумали и сказали, о мадьчикЬ?— «Что онъ учитъ».—Что же означаетъ это слово?—«Означаетъ, что мальчикъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1